Вт, 19 Февраля, 2019
Липецк: -2° $ 66.70 75.25

Он был человеком-праздником

Семен СТАРОБИНСКИЙ | 06.05.2013

Мы познакомились в пионерском лагере «Маяк». Как-то утром я обратил внимание на оживленную группу вожатых, направлявшихся к «Замку покаяния» – дому знаменитого наставника.

– Что стряслось-то? – спросил я.

– Сталь приехал! – прозвучало в ответ.

Когда в лагерную столовую вошел седой красивый мужчина в спортивном костюме и вожатской пилотке, я понял причину оживления. Рядом со Сталем Анатольевичем Шмаковым невозможно было оставаться спокойным. Он заряжал своей энергией, создавал вокруг атмосферу радости и творчества.

РАБОТА КАК ИГРА

Вожатыми в «Маяке» работали в основном студенты и выпускники Липецкого педагогического института. Прошедшие школу лагерных сборов под руководством Сталя Шмакова, они олицетворяли собой идеал вожатого. Основой их деятельности было понятие «игра». Какое же это сложное и интересное явление! По сути, для нее необходимо все лучшее, что есть в человеке, – доброта и фантазия, энтузиазм и изобретательность, творческая жилка и подход к людям. Из школы Шмакова выходили именно такие «специалисты».

Все происходившее в «Маяке» было связано с творчеством. Знаменитый педагог учил относиться с энтузиазмом к пионерской работе и спорту, кружковым занятиям и даже к уборке территории.

В моей библиотеке есть книга, подаренная Сталем Анатольевичем в середине девяностых годов, – «Игры учащихся – феномен культуры». Я в этой области не специалист, но, открыв книгу Шмакова, не мог от нее оторваться. На каждой странице то и дело отмечал мысли автора, объясняющие тонкости и моей работы школьного учителя музыки.

С ДЕТЬМИ НА РАВНЫХ

Как часто мы, педагоги, готовясь к мероприятию, тщательно расписываем все до мелочей, чтобы, «не дай бог, дети лишнего не сказали!». И даже не понимаем, что такое отношение полностью отнимает у ребят инициативу.

В «Маяке» все было иначе. На вопрос: «А что мы станем делать? – вожатый или воспитатель отвечали: «Давайте придумаем вместе!» Так и поступали: исполняли любимые песни, танцевали на дискотеках, шили костюмы, строили крепости, ходили в походы, играли в футбол.

Настоящий педагог должен верить в творческий потенциал своих воспитанников. Сталь Анатольевич был именно таким.

Перед началом первой смены памятного 80-го года мне представили новую вожатую Олю Наливайко – любимую ученицу Сталя Анатольевича. Она пела, играла на фортепиано, рисовала, танцевала, писала музыку и стихи, играла в студенческом театре. Девушка была готова поддержать любую конструктивную идею и мгновенно приняться за ее воплощение. И главное, она великолепно общалась с детьми. В той или иной степени это умело большинство студентов Липецкого пединститута. О некоторых из них можно написать целую книгу.

«Лето для ребят – время открытий и приключений, игры и азартного труда, время познания новых людей, а главное, самого себя. Лагерь – некий бинокль… в увеличении окружающего мира», – внушал своим ученикам Шмаков. Игровые навыки, требующие от человека фантазии и веры в возможности ребенка, не формируются по принципу «делай как я». Шмаков учил вожатых ничего не делать для детей (или вместо детей!), а непременно вместе с ними.

НА ЛИЧНОМ ОПЫТЕ

Мне посчастливилось в начале 80-х неоднократно бывать в Липецке, и каждый раз Сталь Анатольевич находил для меня время. Возил в лагерь «Прометей» и «Снежную республику», ходил на мои концерты, приглашал домой и к своим друзьям. Принимал меня как друга и единомышленника, хотя мы были мало знакомы.

И подарки он делать любил. В 1987 году в «Орленке» проходил Всесоюзный конкурс детских эстрадных коллективов. Я входил в состав жюри. По «орлятской» традиции каждый из нас должен был провести мероприятие. С одним из аспирантов я вызвался организовать лекцию-концерт о творчестве отечественных бардов. В конце вечера мой коллега рассказал о том, что я сочиняю песни. Публика попросила выступить. После лекции «творческую встречу» с вожатыми пришлось повторить. Праздник продолжился, только теперь ребята пели вместе со мной. Оказалось, что в свободное время Шмаков разучивал с молодыми коллегами новые песни, среди которых были и мои.

В последний раз мы виделись в Институте педагогических инноваций на мероприятии, посвященном памяти Олега Газмана, друга Сталя Анатольевича. По окончании педчтений вместе шли к метро и говорили об Олеге, «Маяке», «Орленке», который они создавали вместе. Мог ли я подумать, что больше не увижу этого удивительного человека...

Сталь Анатольевич Шмаков сказал однажды: «Вожатской работе нужно отдавать все: ум, способности, силы, здоровье, годы. Но если от нее не защемит в груди – это была не твоя работа». Для многих современных вожатых работа с детьми – обязанность, а не радость. Упрекать их в этом сложно: у детей сейчас резко изменились интересы. Но жить лишь одной ностальгией нельзя. Даже в нынешних условиях можно возродить прежние традиции работы с молодежью. Только всем вместе.

Школьная весенняя республика «Наш дом». Отряд школы № 24 «Правнуки Грея». Фото из архива Л. А. ЗАТУЛИВЕТЕР

Школьная весенняя республика «Наш дом». Отряд школы № 24 «Правнуки Грея». Фото из архива Л. А. ЗАТУЛИВЕТЕР

Переход через перешеек

Переход через перешеек

Летняя республика «Тихий Дон», 1976 год

Летняя республика «Тихий Дон», 1976 год

Школьная весенняя республика «Наш дом». Отряд школы № 24 «Правнуки Грея». Фото из архива Л. А. ЗАТУЛИВЕТЕР Переход через перешеек Летняя республика «Тихий Дон», 1976 год
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных