mvestnik.lpgzt.ru - Липецкой области - 60! Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
6 мая 2013г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Фото дня 
#ЯФестиваль #МыБудущее
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Молодежь Липецкой области
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Телерадиокомпания Липецкое время
 
Липецкой области - 60! 

Он был человеком-праздником

06.05.2013 "Молодежный вестник". Семен СТАРОБИНСКИЙ
// Липецкой области - 60!
Школьная весенняя республика «Наш дом». Отряд школы № 24 «Правнуки Грея». Фото из архива Л. А. ЗАТУЛИВЕТЕРПереход через перешеекЛетняя республика «Тихий Дон», 1976 год

Мы познакомились в пионерском лагере «Маяк». Как-то утром я обратил внимание на оживленную группу вожатых, направлявшихся к «Замку покаяния» – дому знаменитого наставника.


– Что стряслось-то? – спросил я.


– Сталь приехал! – прозвучало в ответ.


Когда в лагерную столовую вошел седой красивый мужчина в спортивном костюме и вожатской пилотке, я понял причину оживления. Рядом со Сталем Анатольевичем Шмаковым невозможно было оставаться спокойным. Он заряжал своей энергией, создавал вокруг атмосферу радости и творчества.


РАБОТА КАК ИГРА


Вожатыми в «Маяке» работали в основном студенты и выпускники Липецкого педагогического института. Прошедшие школу лагерных сборов под руководством Сталя Шмакова, они олицетворяли собой идеал вожатого. Основой их деятельности было понятие «игра». Какое же это сложное и интересное явление! По сути, для нее необходимо все лучшее, что есть в человеке, – доброта и фантазия, энтузиазм и изобретательность, творческая жилка и подход к людям. Из школы Шмакова выходили именно такие «специалисты».


Все происходившее в «Маяке» было связано с творчеством. Знаменитый педагог учил относиться с энтузиазмом к пионерской работе и спорту, кружковым занятиям и даже к уборке территории.


В моей библиотеке есть книга, подаренная Сталем Анатольевичем в середине девяностых годов, – «Игры учащихся – феномен культуры». Я в этой области не специалист, но, открыв книгу Шмакова, не мог от нее оторваться. На каждой странице то и дело отмечал мысли автора, объясняющие тонкости и моей работы школьного учителя музыки.


С ДЕТЬМИ НА РАВНЫХ


Как часто мы, педагоги, готовясь к мероприятию, тщательно расписываем все до мелочей, чтобы, «не дай бог, дети лишнего не сказали!». И даже не понимаем, что такое отношение полностью отнимает у ребят инициативу.


В «Маяке» все было иначе. На вопрос: «А что мы станем делать? – вожатый или воспитатель отвечали: «Давайте придумаем вместе!» Так и поступали: исполняли любимые песни, танцевали на дискотеках, шили костюмы, строили крепости, ходили в походы, играли в футбол.


Настоящий педагог должен верить в творческий потенциал своих воспитанников. Сталь Анатольевич был именно таким.


Перед началом первой смены памятного 80-го года мне представили новую вожатую Олю Наливайко – любимую ученицу Сталя Анатольевича. Она пела, играла на фортепиано, рисовала, танцевала, писала музыку и стихи, играла в студенческом театре. Девушка была готова поддержать любую конструктивную идею и мгновенно приняться за ее воплощение. И главное, она великолепно общалась с детьми. В той или иной степени это умело большинство студентов Липецкого пединститута. О некоторых из них можно написать целую книгу.


«Лето для ребят – время открытий и приключений, игры и азартного труда, время познания новых людей, а главное, самого себя. Лагерь – некий бинокль… в увеличении окружающего мира», – внушал своим ученикам Шмаков. Игровые навыки, требующие от человека фантазии и веры в возможности ребенка, не формируются по принципу «делай как я». Шмаков учил вожатых ничего не делать для детей (или вместо детей!), а непременно вместе с ними.


НА ЛИЧНОМ ОПЫТЕ


Мне посчастливилось в начале 80-х неоднократно бывать в Липецке, и каждый раз Сталь Анатольевич находил для меня время. Возил в лагерь «Прометей» и «Снежную республику», ходил на мои концерты, приглашал домой и к своим друзьям. Принимал меня как друга и единомышленника, хотя мы были мало знакомы.


И подарки он делать любил. В 1987 году в «Орленке» проходил Всесоюзный конкурс детских эстрадных коллективов. Я входил в состав жюри. По «орлятской» традиции каждый из нас должен был провести мероприятие. С одним из аспирантов я вызвался организовать лекцию-концерт о творчестве отечественных бардов. В конце вечера мой коллега рассказал о том, что я сочиняю песни. Публика попросила выступить. После лекции «творческую встречу» с вожатыми пришлось повторить. Праздник продолжился, только теперь ребята пели вместе со мной. Оказалось, что в свободное время Шмаков разучивал с молодыми коллегами новые песни, среди которых были и мои.


В последний раз мы виделись в Институте педагогических инноваций на мероприятии, посвященном памяти Олега Газмана, друга Сталя Анатольевича. По окончании педчтений вместе шли к метро и говорили об Олеге, «Маяке», «Орленке», который они создавали вместе. Мог ли я подумать, что больше не увижу этого удивительного человека...


Сталь Анатольевич Шмаков сказал однажды: «Вожатской работе нужно отдавать все: ум, способности, силы, здоровье, годы. Но если от нее не защемит в груди – это была не твоя работа». Для многих современных вожатых работа с детьми – обязанность, а не радость. Упрекать их в этом сложно: у детей сейчас резко изменились интересы. Но жить лишь одной ностальгией нельзя. Даже в нынешних условиях можно возродить прежние традиции работы с молодежью. Только всем вместе.

Загрузка комментариев к новости...
Суббота, 21 октября 2017 г.
Погода в Липецке День: +6 C°  Ночь: 0 C°
Авторизация 
Напишите о ... 
Уважаемые читатели!
Вы можете оставить свою заявку на статьи. Предлагайте интересующие Вас темы, и мы напишем.
  Вверх