Ср, 24 Июля, 2019
Липецк: +18° $ 62.98 70.65

Эстрадный оркестр – это всегда праздник

Евгений КОЗЛОВ | 31.10.2016

Слово «биг-бенд» в переводе на русский язык означает «большой оркестр», тип джазового ансамбля. В отличие от камерных музыкальных коллективов, где каждую партию исполняет только один инструмент, здесь это делают группы инструментов, играющих в унисон.

ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ

Согласованность, единство звучания достигаются только при полном согласии между оркестрантами. Биг-бенд – это особый микроклимат доверия и дружбы, коллективное чувство гармонии, неустанное стремление к совершенству, а также неповторимая атмосфера постоянного творческого поиска и импровизации. Всеми этими качествами в полной мере обладает эстрадный оркестр Липецкого областного колледжа искусств.

На сегодняшний день его состав насчитывает 17 человек. Количество, впрочем, варьируется. В прошлом году колледж закупил различные перкуссионные инструменты: конги, бонго, маракасы, шейкеры. Вместе с ними до 20 человек увеличилось и количество оркестрантов. Итак, биг-бенд колледжа – это ритм-секция (рояль, бас-гитара, электрогитара, ударные инструменты, перкуссия) и духовая группа (в первом ряду – пять саксофонов: два альта, два тенора, баритон, во втором – два тромбона, в третьем – три трубы).

СВЯТАЯ К МУЗЫКЕ ЛЮБОВЬ

История коллектива начинается со дня основания эстрадного отделения Липецкого музыкального училища. У истоков создания биг-бенда стоял заслуженный работник культуры Игорь Павлович Бойков – нынешний руководитель муниципального джазового оркестра, человек, который внёс большой вклад в развитие джаза в нашем регионе. С тех пор прошло уже немало лет, многое в Липецке изменилось, а биг-бенд и любовь к джазу остались. Музыка эта, благодаря усилиям энтузиастов, прижилась в нашей области, и многие замечательные музыканты, лауреаты международных джазовых конкурсов, начинали свой путь именно в этом оркестре, учась на эстрадном отделении Липецкого областного колледжа искусств. Показательно, что на данный момент оно имеет самый молодой преподавательский состав, а значит, всегда готово к смелым экспериментам. Генераторами идей, главными инициаторами и мастерами их воплощения в жизнь выступают Дмитрий Николаевич Кокшин – председатель предметно-цикловой комиссии «Музыкальное искусство эстрады», Александр Владимирович Ивашкин – нынешний руководитель оркестра и Ирина Арнольдовна Рейнер – преподаватель колледжа.

«Артист ансамбля/оркестра, преподаватель музыкальных дисциплин, руководитель эстрадного оркестра и ансамбля» – именно такая специальность обозначена в дипломах выпускников эстрадного отделения, а значит занятия в оркестровом классе – неотъемлемая часть учебного процесса студентов-эстрадников. Интересно, что вместе с ними в оркестре играют и преподаватели, заражая драйвом начинающих музыкантов, своим мастерством стимулируя ребят к профессиональному росту.

ПЛОДЫ ПРОСВЕЩЕНИЯ

Подобная практика приносит отрадные плоды. Вот уже пять лет биг-бенд Липецкого областного колледжа им. К.Н. Игумнова успешно выступает во всероссийском конкурсе молодых исполнителей джазовой музыки имени В.В. Некрасова в Орле, ежегодно завоёвывая призовые места в различных исполнительских номинациях. В активе липецкого коллектива неоднократное участие в международном конкурсе эстрадно-джазового исполнительства JAZZ STEP, проходящем в Сочи. Не было случая, чтобы ребята возвращались оттуда без наград. Причём строгим жюри оцениваются не только работы коллективов, но и индивидуальное мастерство гитаристов, саксофонистов и барабанщиков.

Ростов-на-Дону для оте­чественного джаза – место особенное. В Ростовской государственной консерватории имени С.В. Рахмани­нова российским пианистом, дирижёром, энтузиастом джазового образования Кимом Назаретовым впервые в истории СССР было открыто эстрадное отделение, сюда приезжал легендарный Дюк Эллингтон. Это было в 50-е годы прошлого столетия, а сейчас Ростов-на-Дону по праву можно назвать южной столицей российского джаза. Именно здесь проводится открытый смотр-конкурс джазовых исполнителей среди колледжей. Так вот, отсюда липчане в свой последний визит привезли два первых места.

На всероссийских Дельфийских играх в 2015 году ребята были вторыми с джазовой пьесой Чика Кориа, «Вальсом для Оксаны» Игоря Бутмана и известной военной песней (её исполнение к 70-летию Победы стало обязательным условием конкурса) «От героев былых времен» в джазовой обработке. Новое прочтение пьесы в стиле фанк настолько понравилось жюри, что было включено в программу гала-концерта игр.

О РЕПЕРТУАРЕ

Безусловно, не в последнюю очередь успех джазового коллектива зависит и от выбора репертуара.

– Это долгий и непростой процесс, – говорит Дмитрий Николаевич Кокшин, – сначала появляется идея жанра, за ней следует подбор соответствующего произведения, а потом думаешь: сможет ли студенческий оркестр выбранные произведения сыграть? Ответы на эти вопросы долго вынашиваешь в себе, обдумываешь. А потом всё это, как пазл, складывается в определённый рисунок. Малыми составами, ансамблями, в учебных классах ребята в течение года разучивают пьесы, в сложных случаях упрощают партии, репетируют, бьются, что называется, до победного конца, а потом вставляют в концерт. Играем всё: от классических джазовых произведений, от американского свинга 30-годов, до Юрия Антонова, Валерия Сюткина и Леонида Агутина в современных эстрадных аранжировках. Другими словами, наше поле деятельности – всё, что касается отечественной и зарубежной эстрадной, джазовой музыки.

НАИТИЕ ИЛИ УМЕНИЕ?

Говоря о последней, нельзя не упомянуть и об импровизации – основном умении, которым должен обладать джазовый музыкант. Кстати, в учебной программе студентов-эстрадников есть такой предмет – джазовая импровизация.

Научить этому весьма сложно. Молодое креативное эстрадное отделение Липецкого колледжа искусств использует в обучении опыт передовых американских джазовых школ, в частности школы Беркли.

Хоть и говорят, что импровизация – это спонтанное сочинительство, возникает она не на пустом месте. Для начала следует хорошо изучить гармонию выбранной для исполнения пьесы, а уже потом накладывать на неё какие-то музыкальные фразы. Опять-таки в языке импровизации есть свои законы, ходы, элементы, которые тоже необходимо знать и уметь с ними обращаться. Именно их индивидуальная комбинация в исполнении музыканта и даёт тот неповторимый результат.

В ПОРЫВЕ ВДОХНОВЕНИЯ

С опытом приходит умение видоизменять некоторые стандарты, придумывать что-то своё.

– Бывает, под воздействием эмоций ты отрываешься в свободном полёте, как будто бы некая сила управляет твоими пальцами и дыханием. Потом удивляешься: я ли такое смог сыграть, – откровенничает ведущий саксофонист биг-бенда Дмитрий Кокшин. – И всё же. Чтобы импровизация получилась красивой, несла в себе определённую драматургию, её следует тщательно готовить.

Более того, умение это выручает музыканта в различных нестандартных ситуациях.

– Один из моих учеников, – продолжает Дмитрий Николаевич,– прямо на сцене забыл тему музыкального произведения, хотя в учебном классе играл всё на отлично. Посвящённый Дню учителя концерт. Выходит парень из-за кулис с саксофоном. Не пойму, что с ним такое случилось – играет какие-то неизвестные мне вариации. В зале, правда, ничего не заметили, в конце выступления даже аплодировали. Мы вообще-то и зрителей иногда вовлекаем в импровизационный процесс. Calypso bob – так называется одно из произведений в нашем репертуаре. В его исполнении используется много разных погремушек. Зрителей мы просим, чтобы они нам помогли. Приглашаем на сцену и раздаём инструменты – одним словом, создаём атмосферу праздника. Эстрадный оркестр – это всегда праздник.

ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ К ЗВЁЗДАМ

Наверное, поэтому в Липецкий областной колледж искусств постоянно звонят музеи, библиотеки, обладминистрация, другие учреждения и просят ребят выступить, причём абсолютно бесплатно. Отказать они не могут: у них такая профессия – создавать настроение. На ежегодном фестивале «Джазовая провинция» в Липецке мобильная группа биг-бенда колледжа обычно играет в фойе, предваряя выступление мировых лидеров этой замечательной музыки. В этом году чернозёмную глубинку посетит выдающийся джазовый саксофонист современности Эрик Александер. До этого в городе лип побывали и Бил Эванс, и Эрик Мариенталь – также джазовые звёзды мировой величины. Кто знает, быть может, в этой плеяде скоро появятся и липецкие имена.

Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных