mvestnik.lpgzt.ru - Культ-УРА! Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
27 марта 2017г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Фото дня 
Сяду я верхом на коня...
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Молодежь Липецкой области
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Телерадиокомпания Липецкое время
 
Культ-УРА! 

Десять лет пути «Парнаса»

27.03.2017 "Молодежный вестник". Евгений Козлов
// Культ-УРА!
Светлана буран (на фото – во втором ряду крайняя справа) с воспитанниками объединения

Литературной гостиной «Парнас» в этом году исполнилось 10 лет. Современному обывателю словосочетание это, пожалуй, мало о чём говорит. После реформ образования российская словесность у многих вызывает интерес только на время сдачи ЕГЭ. Факт печальный, но тем более отрадно, что и сейчас находятся среди нас люди, умеющие ценить и понимать слово, несущее свет культуры в массы.


Не так давно на сцене Липецкого государственного театра кукол состоялся юбилейный концерт творческого объединения «Литературная гостиная «Парнас», после которого его создатель и руководитель Светлана Владимировна Буран любезно согласилась ответить на вопросы «МВ».



– Литературная гостиная? По-моему, надо очень сильно постараться, чтобы она не осталась без гостей. Народ нынче всё больше по клубам, по торговым центрам тусуется. Когда и почему пришла вам в голову такая странная идея?


– По специальности я учитель-словесник. Так случилось, что в 2007 году ушла из школы работать в детский центр «Галактика» педагогом-организатором. Однако связь со своими учениками поддерживала. Они часто прибегали ко мне на новое место работы: обсуждали новые книги, театральные постановки, ходили в библиотеки.


После стольких лет работы в школе без литературы, как вы понимаете, я себя уже не представляла, а у ребят обнаружилась потребность продолжить знакомство с предметом. Но уже не в рамках урока, а в неформальной обстановке.


Параллельно пришла идея совместно путешествовать по литературным местам, посещать спектакли, а также организовывать встречи с интересными людьми города: местными поэтами и писателями, артистами липецких театров. Безусловно, гостеприимные хозяева должны были что-то, кроме своих вопросов, предложить гостям. В школе мы каждый год готовили в классе спектакли, музыкально-литературные композиции. Читать со сцены стихи и прозу решили и здесь.


За 10 лет существования литературной гостиной я не сделала ни одного набора. О нас узнают через знакомых, друзей, побывав на наших мероприятиях. Работает сарафанное радио. Правда, в одной из липецких школ я один раз попробовала создать поэтический театр. Не получилось. Слишком мало у нас сегодня ребят, проявляющих интерес к литературе.



– А почему, как вы думаете?


– В нынешней школе литература превратилась в «необязательную» дисциплину. Выпускных экзаменов по этому предмету нет. «Нам она не нужна, её не сдавать», – говорят дети. Для преподавателей-словесников работать в подобных условиях – настоящая мука. Можно, конечно же, долго рассуждать о том, что учитель должен заинтересовать, найти эффективные подходы, но при сложившейся образовательной конъюнктуре это чистейшая демагогия.


В лучшие времена все до одного сдавали устный и письменный экзамены по литературе. Уже в среднем звене дети знали, что в выпускном классе им предстоит серьёзное экзаменационное испытание – сочинение на литературную тему. Сегодня, вместо сочинения, – допуск к ЕГЭ. В бытность мою учителем не было ни одного урока, чтобы на партах у детей не было художественного текста. Сейчас вместо «Войны и мира», «Преступления и наказания» – краткое изложение содержания. Помню, ни одной пустой графы в журнале у меня не было: сдавали чтение стихов наизусть. «Пятёрки» удостаивался только тот, кто читал что-то помимо программы, «четвёрка» полагалась за выразительное и красивое чтение, «троечку» получали просто за хорошую память. Это поколение до сих пор любит и ценит художественное слово.


Сейчас из стихотворений, предложенных программой, дети выбирают самое маленькое. Опыт и практика, накопленные десятилетиями работы советской школы, отвергнуты, принесены в жертву реформам и Интернету. Да и на телевидении сегодня практически нет литературы – одни певцы и политики. Какая-то шумящая пустота вокруг. Не на чем сердцу остановиться. Не к кому обратиться.



– И «Парнас» ищет это заветное пространство на всероссийских и международных конкурсах?


– Почему же только на конкурсах? Каждый год принимаем участие в торжествах, посвящённых празднованию Дня России, Дня славянской письменности, Дня Победы, в Быхановом саду. Традиционным является проведение митинга памяти жертв в Беслане в День борьбы против терроризма, 3 сентября, в парке «Сказка». Много выступаем перед воспитанниками детских дошкольных учреждений, учащимися общеобразовательных школ, в домах ветеранов, санаториях, лечебных медицинских учреждениях. Ежегодно коллектив участвует более чем в 20 благотворительных концертах. Конечно же, не отказываемся мы и от конкурсов.


За годы существования литературной гостиной нам довелось побывать во многих уголках России. Ни разу ребята не возвращались без наград.


За 10 лет их было 425, разного достоинства, на муниципальных, региональных, межрегиональных, всероссийских, международных фестивалях и конкурсах мастеров художественного слова и театрального искусства. Учащимся литературной гостиной аплодировали в Москве и Санкт-Петербурге, Туле и Волгограде, Суздале и Сочи, Владимире и Кирове, Курске и Воронеже.



– В своём репертуаре вы отдаёте предпочтение русской классике, а вот современную литературу как-то не особенно жалуете...


– Для того чтобы читать пронизанную реминисценциями современную литературу, нужно хорошо знать классику. Бродского пробовали делать, но не получается пока. Ребята приходят слабо подготовленными. Слишком мало читательского и жизненного опыта у них, а без этого поэзия со сцены не звучит. С годами опыт появляется, но дети вырастают и уходят.


Были попытки работать с текстами Пелевина, Гришковца, Санаева, но ребятам всё же больше понятна классическая литература. По крайней мере, Пушкина, Бунина, Есенина изучают в школе, они им лучше знакомы, круг проблем, поднимаемых в их произведениях, обсуждается на уроках и поэтому более близок.



– Ну хорошо, классика так классика. Но отчего же только лирическое направление? Почему бы не побаловать зрителя какой-нибудь остросоциальной темой? Например, «История одного города» Салтыкова-Щедрина прозвучала бы сегодня очень актуально.


– У нас есть композиция, которая называется «Суд памяти». В её основе отрывки из произведений писателей и поэтов, прошедших ужас сталинских концлагерей: «О памяти и памятниках» Левитанского, «Архипелага Гулаг» и «Красного колеса» Солженицына, «Реквиема» Ахматовой, «Колымских рассказов» Шаламова. Однако сегодня это не востребовано аудиторией и жюри. Мы же во многом зависим от публики. «Это не конкурсные произведения, – как-то услышала я из уст членов одной конкурсной комиссии. – Вы можете их читать где-то в своём кругу». Существует определённая конъюнктура, и нам, чтобы добиться успеха, необходимо следовать ей. Сцена требует жертв.



– Сцена одних мобилизует, делает собранными, другие её панически боятся, за кулисами глотают валерьянку, путаются, забывают текст, выходят к зрителю в чужом сценическом костюме...


– Да уж, курьёзных случаев хватает. Приехали как-то на конкурс в Киров. До выхода на сцену артиста – 10 минут. Вдруг обнаруживается, что артист этот брюки свои дома оставил. Стоит такой жалкий и беспомощный во фраке и...джинсах. Бегала по всему театру. Вижу – молодой человек. Подбегаю и чуть ли не на коленях прошу его снять брюки.


Никогда не падаем духом, всегда выходим из положения. Международный конкурс в Санкт-Петербурге. После удачного выступления возвращаемся домой. До отправки поезда – 8 часов. Побывали в Эрмитаже, погуляли по городу, приехали на вокзал, ждём. До объявления посадки 40 минут. И тут обнаруживается: один из конкурсантов оставил костюм (свою кадетскую форму) в гостинице. Что делать? Подбегаю к таксисту: «Ради Бога! До гостиницы – 20 минут. Любые деньги!» А впереди – пробка! Всё! Подлетаю к гаишнику. Объясняю ситуацию. И мы с ним – по трамвайным путям! Туда и обратно! Успели! Не было ни одного выступления, чтобы мы чего-то не забыли.



– Здорово, наверное, вот так всё это вспоминать. Главное, есть с кем! За десять лет более сотни человек прошли через ваши руки. С высоты парнасских гор следите за судьбой бывших подопечных?


– Конечно же! Яша Попов закончил экономический факультет политеха. Работает в престижной организации в Москве, с литературой связи не теряет: играет в народном театре. До сих пор ездит с нами на конкурсы.


Пять человек закончили колледж искусств, театральное отделение. Миша Степанов работает в культмассовом отделе на Соколе, у Гали Махотиной свой музыкально-театральный коллектив. Ваня Карпов – один из ведущих актёров Липецкого театра кукол, Антон Суханов – преподаватель иностранного языка в сельской школе и сам устраивает сегодня конкурсы чтецов. Алёша Подзоров организует тематические вечера в разных кафе. Читает. Привлекает молодых липецких поэтов.


Нет ни одного неудачника из моих ребят. Все, кто вступил во взрослую жизнь, состоялись.


Не знаю, но мне кажется, что литературную гостиную они посещали не зря.

Загрузка комментариев к новости...
Понедельник, 21 августа 2017 г.
Погода в Липецке День: +32 C°  Ночь: +19C°
Авторизация 
Напишите о ... 
Уважаемые читатели!
Вы можете оставить свою заявку на статьи. Предлагайте интересующие Вас темы, и мы напишем.
  Вверх