Вт, 19 Февраля, 2019
Липецк: -2° $ 66.70 75.25

Нужны ли в школе уроки полового воспитания?

19.06.2018

Совсем скоро очередная группа выпускников покинет школьные стены и вступит во взрослую жизнь. Во взрослую – во всех смыслах слова. Студенческая жизнь настолько может забурлить страстями, что и до ошибок молодости недалеко: беспорядочные связи, незапланированная беременность, сломанные судьбы… Нужно ли ввести в школьную программу уроки полового воспитания, чтобы потом молодёжь не наломала дров? С этим вопросом «МВ» обратился к экспертам и рядовым липчанам.

Сергей БОЧАРОВ, учитель истории и обществознания, социальный педагог липецкой школы № 18:

– Ежегодно в России фиксируется большое количество случаев беременности несовершеннолетних девочек. Причину этого явления многие видят в недоработках школы и поэтому предлагают ввести предмет по половому воспитанию. Мотивируя тем, что в странах Западной Европы сексуальное просвещение внедрено давно. При этом забывая, что там же отмечается рост количества заболеваний, передающихся половым путём. А информация о «безопасном сексе» никак не снижает число нежелательных подростковых беременностей и абортов.

Проблема в чрезмерной импульсивности, которая блокирует у ребят самоконтроль для того, чтобы предохраняться. Отсюда риск заразиться венерическими заболеваниями. Поэтому власти и обществу стоит обратить внимание на эмоциональность юношей и девушек, направив её на саморазвитие.

Многолетний опыт общения с подростками показывает, что им не нужны инструкции «как делать детей». Но крайне необходима культура взаимоотношения полов, не заканчивающаяся на интимной близости. А увеличение количества абортов и венерических заболеваний среди школьников – это результат активной пропаганды половой распущенности через средства массовой информации.

Считаю, что если предмет по половому воспитанию когда-нибудь будет введён в российских школах, надо быть готовым к отрицательным последствиям в психике подростков. К тому же это приведёт к перегрузке их информацией, в которой нет необходимости.

Марина ВОСТРИКОВА, практикующий психолог:

– Тема полового воспитания является одной из самых сложных и многогранных. К сожалению, большинство родителей обходят её стороной, так как для них она является чем-то постыдным. Всё потому, что в их детстве то, что было связано с телесностью и сексуальностью, пристыжалось, иногда даже унижалось. Таким образом, проблема тянется из поколения в поколение.

Вот и сейчас в семьях обычно замалчивают эту тему, надеясь на то, что ребёнок и так всё узнает. Многие даже говорят: «Сейчас в Интернете всё написано, дети лучше нас знают». Но необходимо понимать, что так родители просто снимают с себя ответственность, которую обязаны нести. В подобных ответах проступают зажатость, стеснение, достаточно инфантильная позиция.

Полагаю, что в школах желательно введение уроков по половому воспитанию. Однако нуж­но учитывать два фактора. Во-первых, учителя должны быть готовы к обсуждаемым вопросам точно так же, как и родители в семье. Если педагог будет слишком жесток или крайне категоричен относительно того, что касается сексуальности, это может сформировать у мальчиков и девочек негативные установки. Во-вторых, если учитель расскажет что-то лишнее, к примеру, не соответствующее возрасту учеников, это тоже негативно скажется на их психическом развитии.

Главное – эффективно выстроить процесс, чтобы предмет не был сухой дисциплиной, которая будет лишь смущать ребят и не принесёт никакой пользы. Важно, чтобы это был достаточно душевный, открытый диалог со взрослым, но не переходящий определённые границы.

Мария КЛЮЧНИКОВА, мама старшеклассника, г. Липецк:

– Половое воспитание подростка – тема очень тонкая и многогранная. Крупная аудитория, такая как класс, совсем не место для беседы на эту тему. Такой разговор может смутить ребёнка в присутствии сверстников. Задать корректный и вдумчивый вопрос осмелится не каждый, поскольку просто побоится насмешек со стороны.

Доверительная беседа ребёнка и взрослого может состояться только в приватном общении, а значит, в данном вопросе выполнить эту роль могут родители. Каждый из нас, воспитывая ребёнка, должен понимать, что наступает такой момент, когда разговор «про это» необходимо начать самому. Именно в спокойной обстановке дома всё объяснить подростку: рассказать о средствах контрацепции, заболеваниях, передающихся половым путём, ранней беременности и её последствиях. И выбрать этот момент необходимо, опираясь только на индивидуальные особенности своего ребёнка, а не на школьную программу.

Ангелина ЕВДОКИМОВА, выпускница школы № 3, г. Лебедянь:

– Сегодня перед обществом стоит парадоксальный, на мой взгляд, вопрос о введении в школах уроков полового воспитания. С одной стороны, это неприемлемо для людей, воспитание и система ценностей которых не позволяют слушать подобные лекции и присутствовать на них. Кроме того, сама тема является сугубо личной, и заниматься половым воспитанием на уроках как минимум считается противоречащим нормам морали для многих россиян.

Но не стоит забывать, что мы живём в век информатизации. Именно поэтому такие уроки необходимы современным подросткам: пусть лучше они узнают достоверную информацию об интересующих вопросах от специалистов, чем из форумов на просторах Интернета. Также стоит принять во внимание тот факт, что подобные уроки подготовят молодёжь к различным трудностям или же, наоборот, помогут их избежать. Считаю, такие уроки обезопасят жизнь подростков, «спасут» от ложной информации.

Максим БОЕВ, иерей Евдокиевского храма г. Липецка:

– Отвечу цитатой замечательного советского педагога и писателя Антона Макаренко: «Никакие разговоры о «половом» вопросе с детьми не могут что-нибудь прибавить к тем знаниям, которые и без того придут в своё время. Но они опошлят проблему любви, они лишат её той сдержанности, без которой любовь называется развратом. Раскрытие тайны, даже самое мудрое, усиливает физиологическую сторону любви, воспитывает не половое чувство, а половое любопытство, делая его простым и доступным…».

Андрей ТРОФИМЕНКОВ, депутат Липецкого областного совета:

– Тема полового воспитания в школах – весьма не простой вопрос, требующий искусного лавирования «между Сциллой и Харибдой». С одной стороны, подобные занятия не должны развращать детей. С другой – среди школьников необходимо формировать культуру межполовых отношений, в том числе и для профилактики венерических заболеваний.

Мне кажется, такие уроки нужны, однако возраст их слушателей – это предмет отдельной дискуссии экспертов-психологов. Важно ещё, чтобы занятия мальчики и девочки посещали отдельно друг от друга. Цель обучения может быть только одна: помочь подросткам осознать, насколько важно избегать случайных связей – для создания в будущем крепкой и здоровой семьи.

 

Сергей БОЧАРОВ

Сергей БОЧАРОВ

Марина ВОСТРИКОВА

Марина ВОСТРИКОВА

Мария КЛЮЧНИКОВА

Мария КЛЮЧНИКОВА

Максим БОЕВ

Максим БОЕВ

Андрей ТРОФИМЕНКОВ

Андрей ТРОФИМЕНКОВ

Сергей БОЧАРОВ Марина ВОСТРИКОВА Мария КЛЮЧНИКОВА Максим БОЕВ Андрей ТРОФИМЕНКОВ
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных