Сб, 25 Мая, 2019
Липецк: +17° $ 64.49 71.84

Александр Смольянинов: "Мне по жизни везёт на учителей"

Дмитрий БРОВКИН      | 02.10.2018


Ближайший День учителя Александр Смольянинов впервые встретит в качестве начальника управления образования и науки Липецкой области. Но от перемены мест слагаемых сумма не меняется: новая должность – возможность ещё больше внимания уделить сфере, которая близка Александру Владимировичу и по сути, и по духу. Накануне профессионального праздника главный учитель региона рассказал «МВ», почему годы у школьной доски – самые прекрасные.


Кстати

Александр Смольянинов родился в 1968 году в Липецке. После службы в рядах Советской Армии окончил ЛГПУ, затем – РАНХиГС при Президенте РФ по специальности «Государственное и муниципальное управление». Трудовую деятельность начал в 1992 году учителем математики в школе № 49 областного центра. В 1997-2008 годах работал учителем, старшим воспитателем, заместителем директора школы-интерната № 2 Липецка, затем на руководящих должностях в управлении образования и науки региона. В 2011-2016 годах – заместитель начальника управления внутренней политики региона. С 2016 по 2018 год занимал должность первого заместителя начальника управления образования и науки Липецкой области. Имеет нагрудный знак «Почётный работник общего образования РФ». Женат, воспитывает сына.


ЮНОСТЬ НАША ВЕЧНАЯ

– Александр Владимирович, где и когда в этом году пройдут основные торжественные мероприятия, посвящённые Дню учителя?

– 5 октября в областном Центре культуры, народного творчества и кино соберутся руководители области, директора и учителя образовательных организаций, ветераны педагогического труда, ректоры вузов. В этот день состоится чествование лучших из лучших. Тридцать педагогов будут отмечены почётным званием «Заслуженный работник образования Липецкой области», торжественная церемония пройдёт уже в четвёртый раз. 14 человек получат областные премии имени Москаленко в размере 50 тысяч рублей каждая. А восьми виновникам торжества вручат по 200 тысяч рублей за высокие достижения в педагогической деятельности. Новшеством праздника будет награждение золотыми знаками ГТО работников системы образования, успешно сдавших нормативы в этом году.

– Уже решили, что пожелаете коллегам?

– Чтобы работа продолжала доставлять удовольствие. Чтобы планы сбывались. Чтобы, делясь своими знаниями и умениями с молодым поколением, учителя получали отдачу в виде талантливых воспитанников.

– День учителя – праздник, когда принято вспоминать и поздравлять своих наставников. А кто был вашим первым педагогом?

– Ваш вопрос возвращает меня в далёкий 1976 год. 1 сентября я, тогда ещё семилетний паренёк, ступил на порог 51-й липецкой школы. Прекрасно помню тот день: за спиной – ранец, в руках – букет цветов и сильное волнение, что аж коленки дрожали. Что такое школа? Чему меня научат? Кто будет учить?

Моим первым педагогом была Нина Александровна Спиридонова. Она учила наш 1 «А» класс в течение трёх лет – именно столько раньше времени отводилось под начальные классы. Вспоминая её, на память приходят строчки из песни «Школьный вальс»: «Простая и сердечная, ты – юность наша вечная, учительница первая моя». Я горжусь, что учился у Нины Александровны. Она для меня была самым добрым и справедливым педагогом.

ИЗ СЕМЬИ ПЕДАГОГОВ

– После окончания школы вы поступили в Липецкий государственный педагогический университет. Почему решили связать свою жизнь с профессией учителя?

– Я из педагогической семьи. Дед, Василий Михайлович, в 1940 году окончил

сманское педучилище. В селе Нижняя Мосоловка (тогда ещё Воронежской области) работал учителем математики в начальных классах. Спустя год его призвали в ряды Красной Армии. Он прошёл всю Великую Отечественную войну, после неё работал в партийных органах. Мой отец, Владимир Васильевич, – тоже математик, заслуженный учитель Российской Федерации. Мама, Валентина Анатольевна, преподавала русский язык и литературу. Брат Андрей – учитель технологии. В общем, родные своим примером показали мне, насколько нужна и важна профессия педагога.

– Свой педагогический путь вы начали учителем математики в 49-й липецкой школе. Помните первый урок?

– Несмотря на то, что в университете я получил хорошие теоретические знания и практические навыки, перед уроком волновался. Как меня встретит класс? Смогу ли найти общий язык с учениками? К счастью, со своими пятиклассниками я быстро сдружился. Возможно, потому, что в школах и тогда нечасто встречались учителя-мужчины. В процессе трудовой деятельности волнение ушло. Сейчас уже более десяти лет не работаю педагогом, но самые светлые годы моей жизни – у школьной доски.

– То, что вы стали именно учителем математики, – заслуга деда и отца?

– Склонность к точным наукам передалась и на генном уровне. Не забуду слова отца, который, цитируя Ломоносова, говорил: «Сынок, математику только затем учить надо, что она ум в порядок приводит».

Но мне очень повезло и с учителем математики. В Липецке я без «троек» окончил школу № 2. И классным руководителем у меня, а заодно и учителем математики, была Нина Викторовна Осина – основательный, серьёзный, требовательный педагог. Она смогла зажечь во мне интерес к этой точной науке и раскрыть мои таланты.

– Если бы вам сейчас предложили написать ЕГЭ по математике, как считаете, сколько баллов бы набрали?

– Без подготовки – примерно 70. А если дополнительно позаниматься, то, возможно, и все 100. Математика требует постоянной работы над собой, к экзаменам надо готовиться основательно. ЕГЭ считаю хорошей формой проверки знаний. Он одновременно и выпускной, и вступительный экзамен. Это позволяет вчерашним школьникам экономить немало времени и сил. А с учётом того, что экзамен проходит прозрачно, в объективности его итогов сомнений не возникает.

ПРОФЕССИЯ НАСТОЯЩЕГО И БУДУЩЕГО

– В 49-ю липецкую школу вы пришли по распределению. Как современные начинающие педагоги относятся к такой системе трудо­устройства?

– Положительно, ведь это хорошая возможность обрести работу по профессии. На сегодняшний момент механизм выявления перспективных кадров следующий. С выпускниками школ, которые имеют в аттестате хорошие и отличные оценки и проявляют склонность к педагогической деятельности, муниципальные органы образования заключают договоры о целевом обучении в вузе с последующим трудоустройством по полученной специальности.

Например, в этом году было заключёно 128 таких договоров: 119 человек обучаются в ЛГПУ имени Семёнова-Тян-Шанского, 9 – в ЕГУ имени Бунина. А за последние три года по педагогическим специальностям трудоустроено более 500 выпускников учреждений высшего профессионального образования.

Начинающие педагоги имеют хо­ро­шие возможности для самореализации, поэтому молодёжь продолжает активно идти в учительскую профессию. На протяжении последних десяти лет доля специалистов в возрасте до 35 лет в системе образования только увеличивается и сейчас составляет 18 процентов.

– Учитель славится учениками. Какими своими воспитанниками гордитесь?

– Педагогическую деятельность я заканчивал в липецкой школе-интернате № 2. Контингент особый – дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Но многие ребята не затерялись в жизни. Например, Анастасия Маркелова – сначала она училась в коррекционном классе, но благодаря своему трудолюбию её перевели в обычную группу. Затем Настю удочерили в Италии. Сегодня она имеет семью, у неё двое маленьких детей, работает врачом-кардиологом.

Володя Амбурцев, Павел Спиридонов, Алексей Муртазин и другие ребята связали свою жизнь с военной службой: кто-то – капитан, кто-то – майор.

– С тех пор поменялись ли требования к учителю? Педагог XXI века – какой он?

– Cо временем требования меняются к любому специалисту. Нынешнего педагога невозможно представить без освоения информационно-коммуникационных технологий. В регионе планомерная работа по оснащению школ инновационным оборудованием стартовала ещё в начале 2000-х годов. Почти десять лет назад начали внедрять дистанционные технологии, сейчас их используют более 50-ти образовательных организаций. Новые школы – эталон цифровизации. Но, несмотря на то что сфера образования идёт в ногу со временем, неизменным остаётся главное требование к учителю – быть профессионалом своего дела.

СЛОЖНОЕ И ЛЁГКОЕ

– Какие ассоциации возникают у вас к слову «учитель»?

– Человек, который, обучая других, постоянно учится сам. Важное звено в цепи поколений. Читающий человек.

– Что самое сложное и лёгкое в профессии учителя?

– Сложное – чтобы между педагогом и учеником было полное доверие, помноженное на высокий уровень требовательности. А ничего лёгкого в учительской профессии нет.

– Кто ваши главные учителя?

– Мне по жизни везёт на учителей, но главными из них считаю своих родителей. Они для меня самые строгие судьи, милосердные педагоги и участливые друзья. Всегда стараюсь следовать одному из их наставлений: быть чистым и честным в делах и поступках.

 Фото Сергея Кожевникова

Фото Сергея Кожевникова

 Фото Сергея Кожевникова
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных