mvestnik.lpgzt.ru - Альма-матер Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
29 октября 2018г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Фото дня 
Я так хочу, чтобы детство не кончалось
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Молодежь Липецкой области
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Телерадиокомпания Липецкое время
 
Альма-матер 

Урок на кончиках пальцев

29.10.2018 "Молодежный вестник".  Олеся ТИМОХИНА     
// Альма-матер
Фото: Павел ОСТРЯКОВ
Фото: Павел ОСТРЯКОВ

Какие мы используем жесты? Большой палец вверх или символический «ok» в знак одобрения, рукой «пока-пока», когда прощаемся с малышом в проезжающей мимо коляске.



Язык жестов может многое рассказать о деловом партнёре или застенчивом поклоннике. Но есть категория людей, для которых общение с помощью жестов – единственный способ выразить свои мысли и чувства. Это глухие и слабослышащие ребята. Они, как и все, хотят учиться, знакомиться, влюбляться, расти и развиваться. Все необходимые условия для них созданы в липецкой школе № 40.



А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ


Переместимся на несколько месяцев назад. Тёплым июньским днём, когда в городе проходили «Липецкие зори», директор школы Татьяна Аксёнова напутствовала во взрослую жизнь своих выпускников. Тогда аттестаты об образовании получили и четверо слабослышащих учеников. Они уже сдали выпускной государственный экзамен, как потом окажется, весьма успешно. Баллов хватило, чтобы поступить в высшие учебные заведения – троих зачислили в ЛГТУ, одну выпускницу – в педуниверситет на специальность «Адаптивная физкультура».


– Ребята у нас умнички, способные, – гордится Татьяна Ивановна. – Недавно приняла на работу бывшего ученика со слабым слухом Алексея Водопьянова. Он в этом году окончил ЛГПУ, занимается брейк-дансом – ездит на фестивали, участвует в проектах. И у нас в школе теперь танцевальную студию ведёт.



КАЖДЫЙ РЕБЁНОК – ОСОБЕННЫЙ


Такие успехи «особенных» учеников – вершина айсберга, которой предшествует долгая и кропотливая работа опытных педагогов, дефектологов, психологов. За почти три десятка лет, сколько работают сурдологические классы в 40-й школе, выстроена своя система обучения и воспитания. А с 2014 года – ещё и дошкольного образования, когда на базе средней школы открыли детский сад для глухонемых малышей.


– В ясельную группу мы принимаем детей с трёх лет, – встречает корреспондентов «МВ» на пороге детского сада заместитель директора Галина Ненахова. – Детей согласно заключению медико-педагогической комиссии к нам возят и из Липецкого района. Одна семья из Ельца переехала, снимает квартиру, чтобы ребёнок мог посещать специализированный детский сад.



ИДЁМ НА занятие


В актовом зале малыши репетируют праздник осени. Под задорную музыку играют с воспитателем Еленой Алисовой.


– Кленовые листочки ищем, кленовые, – громко повторяет она своим юным подопечным, жестами помогая понять, что произнесла вслух.


В празднике участвуют десять детей старшего возраста, всего в детском саду 24 воспитанника. Кроме музыкальных, в образовательную программу дошкольников обязательно включены занятия по развитию речи, слухового восприятия, рисование, конструирование, физкультура.


– Из-за недостатка слуха у наших детей хорошо развита двигательная деятельность, внимание, работа пальцев рук, – перечисляет Елена Владимировна. – Поэтому среди них много способных к творчеству и спорту.



МА-МА


Маленькие дети с ослабленным слухом иначе, чем слышащие дети, воспринимают незнакомый материал. Поэтому каждую новую тему – явления природы, времена года или другую – в группах изучают досконально. Например, сначала наблюдают на прогулке, как листва на деревьях меняет цвет. Затем рассматривают эти же наблюдения на картинках, рисуют их сами, учат танец с веточками листьев и закрепляют знания с педагогом-дефектологом.


Лидия Волкова больше двадцати лет учит разговаривать тех, кто привык общаться жестами. Её кабинет оборудован дополнительной звукоусиливающей аппаратурой, но на сегодняшнем занятии в ней нет необходимости – у дошколят за ушками современные слуховые аппараты, настроенные под каждого индивидуально.


– Результат моей работы заметен – глухие детки начинают произносить первые слова, – скромно улыбается Лидия Андреевна. – Особенно есть прогресс с детьми, имеющими сопутствующие заболевания.


Живой пример – один из нынешних воспитанников с диагнозом ДЦП. Два года назад мама принесла его в детский сад на руках, а сейчас он уже самостоятельно ходит и играет с новыми друзьями.



БЕЗ БАРЬЕРОВ


Школа № 40 с более чем полувековой историей выпустила немало достойных личностей, в том числе именитых политиков, спортсменов, журналистов. Но в историю учебного заведения заглавными буквами вписано время, связанное с учащимися с ограниченными возможностями здоровья по слуху. Сейчас это школа-комплекс, где обучаются более 600 детей, 70 из которых имеют нарушения слуха.


– Решение открыть в общеобразовательной школе дошкольные группы для меня, признаюсь, было неожиданным, – говорит директор Татьяна Аксёнова. – Но сейчас понимаю, что правильным, потому что сохраняется преемственность обучения. В первый класс приходят малыши, которых мы уже знаем.


Под дошкольные группы отдали одно крыло школы на первом этаже. Капитальный ремонт сделали быстро – за три месяца. Проект строительства попал под федеральную программу. Средства поступили в начале учебного года, а после новогодних каникул помещение уже наполнилось детскими голосами.



3+2


Ещё 31 августа рано утром родители приводили их в дошкольные группы, а на следующий день – 1 сентября – с бантами, в галстуках с букетом наперевес они поступили в начальную школу. Шестерых первоклашек встретила учитель начальных классов Елена Трофимова.


В небольшом кабинете – шесть индивидуальных парт. Сейчас идёт урок математики. По всем известной программе «Школа России» семилетние дети изучают состав числа три.


– В первых-третьих классах для детей с потерей слуха предусмотрено предметно-практическое обучение, – поясняет заместитель директора Елена Чумбарева, курирующая коррекционные классы. – Это уроки, позволяющие соединить творческую деятельность (лепка, рисование, работа с тканью и природными материалом) с развитием речи. Даже на уроках труда проговаривают каждое своё действие.



ДОСТУПНАЯ СРЕДА


Учащиеся с недостатками слуха получают среднее образование за 12 лет. Государственную итоговую аттестацию проходят наравне со слышащими сверстниками. Причём вся внеурочная деятельность тоже ведётся наравне с их сверстниками. Творческие кружки, спортивные секции, дружеские встречи на волейбольной или футбольной площадке помогают «особенным» ребятам быстрее вливаться в ритм современной жизни и находить общий язык с окружающими.


Учителя говорят, что в школе между детьми нет различия: все живут большой и дружной семьёй. В этом и заключается главный принцип проекта «Школы равных возможностей».

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Воскресенье, 18 ноября 2018 г.
Погода в Липецке День: -2 C°  Ночь: C°
Авторизация 
Напишите о ... 
Уважаемые читатели!
Вы можете оставить свою заявку на статьи. Предлагайте интересующие Вас темы, и мы напишем.
  Вверх