Пн, 26 Августа, 2019
Липецк: +24° $ 65.60 72.62

Урок на кончиках пальцев

 Олеся ТИМОХИНА      | 29.10.2018

Какие мы используем жесты? Большой палец вверх или символический «ok» в знак одобрения, рукой «пока-пока», когда прощаемся с малышом в проезжающей мимо коляске.

Язык жестов может многое рассказать о деловом партнёре или застенчивом поклоннике. Но есть категория людей, для которых общение с помощью жестов – единственный способ выразить свои мысли и чувства. Это глухие и слабослышащие ребята. Они, как и все, хотят учиться, знакомиться, влюбляться, расти и развиваться. Все необходимые условия для них созданы в липецкой школе № 40.

А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ

Переместимся на несколько месяцев назад. Тёплым июньским днём, когда в городе проходили «Липецкие зори», директор школы Татьяна Аксёнова напутствовала во взрослую жизнь своих выпускников. Тогда аттестаты об образовании получили и четверо слабослышащих учеников. Они уже сдали выпускной государственный экзамен, как потом окажется, весьма успешно. Баллов хватило, чтобы поступить в высшие учебные заведения – троих зачислили в ЛГТУ, одну выпускницу – в педуниверситет на специальность «Адаптивная физкультура».

– Ребята у нас умнички, способные, – гордится Татьяна Ивановна. – Недавно приняла на работу бывшего ученика со слабым слухом Алексея Водопьянова. Он в этом году окончил ЛГПУ, занимается брейк-дансом – ездит на фестивали, участвует в проектах. И у нас в школе теперь танцевальную студию ведёт.

КАЖДЫЙ РЕБЁНОК – ОСОБЕННЫЙ

Такие успехи «особенных» учеников – вершина айсберга, которой предшествует долгая и кропотливая работа опытных педагогов, дефектологов, психологов. За почти три десятка лет, сколько работают сурдологические классы в 40-й школе, выстроена своя система обучения и воспитания. А с 2014 года – ещё и дошкольного образования, когда на базе средней школы открыли детский сад для глухонемых малышей.

– В ясельную группу мы принимаем детей с трёх лет, – встречает корреспондентов «МВ» на пороге детского сада заместитель директора Галина Ненахова. – Детей согласно заключению медико-педагогической комиссии к нам возят и из Липецкого района. Одна семья из Ельца переехала, снимает квартиру, чтобы ребёнок мог посещать специализированный детский сад.

ИДЁМ НА занятие

В актовом зале малыши репетируют праздник осени. Под задорную музыку играют с воспитателем Еленой Алисовой.

– Кленовые листочки ищем, кленовые, – громко повторяет она своим юным подопечным, жестами помогая понять, что произнесла вслух.

В празднике участвуют десять детей старшего возраста, всего в детском саду 24 воспитанника. Кроме музыкальных, в образовательную программу дошкольников обязательно включены занятия по развитию речи, слухового восприятия, рисование, конструирование, физкультура.

– Из-за недостатка слуха у наших детей хорошо развита двигательная деятельность, внимание, работа пальцев рук, – перечисляет Елена Владимировна. – Поэтому среди них много способных к творчеству и спорту.

МА-МА

Маленькие дети с ослабленным слухом иначе, чем слышащие дети, воспринимают незнакомый материал. Поэтому каждую новую тему – явления природы, времена года или другую – в группах изучают досконально. Например, сначала наблюдают на прогулке, как листва на деревьях меняет цвет. Затем рассматривают эти же наблюдения на картинках, рисуют их сами, учат танец с веточками листьев и закрепляют знания с педагогом-дефектологом.

Лидия Волкова больше двадцати лет учит разговаривать тех, кто привык общаться жестами. Её кабинет оборудован дополнительной звукоусиливающей аппаратурой, но на сегодняшнем занятии в ней нет необходимости – у дошколят за ушками современные слуховые аппараты, настроенные под каждого индивидуально.

– Результат моей работы заметен – глухие детки начинают произносить первые слова, – скромно улыбается Лидия Андреевна. – Особенно есть прогресс с детьми, имеющими сопутствующие заболевания.

Живой пример – один из нынешних воспитанников с диагнозом ДЦП. Два года назад мама принесла его в детский сад на руках, а сейчас он уже самостоятельно ходит и играет с новыми друзьями.

БЕЗ БАРЬЕРОВ

Школа № 40 с более чем полувековой историей выпустила немало достойных личностей, в том числе именитых политиков, спортсменов, журналистов. Но в историю учебного заведения заглавными буквами вписано время, связанное с учащимися с ограниченными возможностями здоровья по слуху. Сейчас это школа-комплекс, где обучаются более 600 детей, 70 из которых имеют нарушения слуха.

– Решение открыть в общеобразовательной школе дошкольные группы для меня, признаюсь, было неожиданным, – говорит директор Татьяна Аксёнова. – Но сейчас понимаю, что правильным, потому что сохраняется преемственность обучения. В первый класс приходят малыши, которых мы уже знаем.

Под дошкольные группы отдали одно крыло школы на первом этаже. Капитальный ремонт сделали быстро – за три месяца. Проект строительства попал под федеральную программу. Средства поступили в начале учебного года, а после новогодних каникул помещение уже наполнилось детскими голосами.

3+2

Ещё 31 августа рано утром родители приводили их в дошкольные группы, а на следующий день – 1 сентября – с бантами, в галстуках с букетом наперевес они поступили в начальную школу. Шестерых первоклашек встретила учитель начальных классов Елена Трофимова.

В небольшом кабинете – шесть индивидуальных парт. Сейчас идёт урок математики. По всем известной программе «Школа России» семилетние дети изучают состав числа три.

– В первых-третьих классах для детей с потерей слуха предусмотрено предметно-практическое обучение, – поясняет заместитель директора Елена Чумбарева, курирующая коррекционные классы. – Это уроки, позволяющие соединить творческую деятельность (лепка, рисование, работа с тканью и природными материалом) с развитием речи. Даже на уроках труда проговаривают каждое своё действие.

ДОСТУПНАЯ СРЕДА

Учащиеся с недостатками слуха получают среднее образование за 12 лет. Государственную итоговую аттестацию проходят наравне со слышащими сверстниками. Причём вся внеурочная деятельность тоже ведётся наравне с их сверстниками. Творческие кружки, спортивные секции, дружеские встречи на волейбольной или футбольной площадке помогают «особенным» ребятам быстрее вливаться в ритм современной жизни и находить общий язык с окружающими.

Учителя говорят, что в школе между детьми нет различия: все живут большой и дружной семьёй. В этом и заключается главный принцип проекта «Школы равных возможностей».

Фото: Павел ОСТРЯКОВ

Фото: Павел ОСТРЯКОВ

Фото: Павел ОСТРЯКОВ
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных