Пн, 23 Сентября, 2019
Липецк: +10° $ 63.85 70.60

В школе поколения Z

Евгений Козлов | 30.08.2019 12:24:00
В школе поколения Z

Фото: архив героя

– Новый учебный год никогда не похож на предыдущий, – утверждает учитель информатики 55-й липецкой школы Иван Семёнов, – это новые дети, новые возможности, цели и достижения. В середине отпуска начинаю скучать по своей работе, по общению с коллегами и, конечно, с детьми.

Накануне Дня знаний «МВ» побеседовал с молодым педагогом, который с первого сентября вступает в должность заместителя директора.

– Теперь вас завалят отчётами, жалобами, расписаниями. Наверное, уже пожалели, что согласились?

– Напротив, очень благодарен своему руководителю Татьяне Дмитриевне Тихоновой. Приятно осознавать, что тебе доверяют. Работа, безусловно, предстоит непростая. Как говорится: «Чем больше сила, тем больше и ответственность». Сложности есть везде. Откровенно, я пока смутно представляю, с какими проблемами могу столкнуться на новой должности. Но в нашей школе мы живём одной большой семьёй и все проблемы решаем вместе. Уверен, в беде меня не оставят.

– Ещё бы! Мужчина в школе – большая редкость.

– Что и говорить: мы в этой сфере скорее исключение, чем правило. Женщин в школе – подавляющее большинство.

Сегодня высокая зарплата – для многих ключевой фактор при выборе профессии. В любом случае нужно любить свою работу. Только тогда ты будешь на своём месте.

Что касается меня – иной раз не могу пройти по коридору, чтобы меня кто-то не окликнул. Всем нужна компетентная помощь. Конечно, в большей степени это связанно с моей специальностью – информационными технологиями. Ни одна современная школа не сможет сегодня существовать без ИКТ. Именно это чувство, что ты важен и нужен кому-то, необходимо человеку. Не значит ли это, что я на своём месте?!

– Итак, ваше место, условно говоря, у доски. Каковы основные формулы, которые вы на ней запишете?

– Во-первых, это убеждение в том, что ребёнок – главная ценность общества. Важно подготовить его к взрослой жизни. Для этого педагогу необходимо предугадать и обеспечить условия наиболее полной реализации потенциала ученика.

Свою роль как учителя информатики я вижу в том, чтобы снабдить обучаемых инструментами, которые помогут им ориентироваться в современных реалиях. Каждую минуту количество информации в мире растёт. Навыки работы с ней, овладение цифровыми технологиями – ключ к успешной учёбе, а в дальнейшем – к успешной деятельности во взрослой жизни.

Во-вторых, это стремление к постоянному самообразованию и совершенствованию. Сегодня фантастическими темпами развиваются технические и программные средства. Каждые два года происходит модернизация аппаратных и программных средств вычислительной техники. Такого прогресса история науки и техники ещё не знала. Чтобы двигаться в ногу с ним, нужна личная целеустремлённость и заинтересованность.

В современной школе нет более трудной профессии, чем учитель информатики. Каждый год нужно вносить коррективы в изучаемый материал, быть в курсе всех новинок техники и программного обеспечения. Дети часто задают вопросы о новой программе или просят рассказать о появившейся марке телефона. Иногда не могу ответить на их вопросы, но это только подталкивает к самообразованию.

В-третьих, это обучение через действия. «То, что я читаю, я забываю; то, что я вижу, я запоминаю; то, что я делаю сам, я понимаю и учусь этому на всю оставшуюся жизнь». Это высказывание Конфуция подтолкнуло меня к таким инновационным методам обучения, как проблемные вопросы, проектирование и задания исследовательского характера.

– Что ж, вам и карты в руки: в качестве нового заведующего учебной частью начнёте реформировать учебный процесс. Кстати, что бы вам хотелось изменить в традиционных методах преподавания?

– Во время работы в школе я заметил: многим детям неинтересно учиться. Необходимо менять ситуацию. Мне кажется, намного увлекательнее и полезнее сделать что-то своими руками, чем весь год читать учебник. Без теории тоже, конечно, нельзя, но практики должно быть больше! Кроме того, мне кажется, именно в школе человек должен научиться работать для себя, для будущей цели, а не потому, что его заставили.

Никогда не потеряет своей актуальности и принцип индивидуального подхода: каждого нужно научить совершенствоваться в интересной для него сфере. Только так в будущем мы получим хороших специалистов в разных областях.

– Рейтинг стран мира по индексу уровня образования, опубликованный в 2018 году, отводит России только 32 место. Что, на ваш взгляд, нужно сделать, чтобы вернуть нашей стране статус мирового лидера в этой сфере?

– Необходимо сделать образование приоритетным для страны. Нужно повысить статус педагогической профессии. Наши учителя ничуть не хуже, чем за границей.

В большинстве школ не хватает условий. Не везде есть полноценная развивающая среда, где ученик мог бы реализовать себя в том направлении, которое ему нравится.

Естественно, нужно повысить финансирование образовательных учреждений. Только так школа может создать благоприятные условия для современной учёбы. Тогда и не будет повода говорить о преимуществах зарубежных систем образования.

В нашей стране есть всё, чтобы вывести нас вновь на мировой уровень. Главное – правильно расставить приоритеты.

– А может, проблемы наши из-за того, что в школах работают преимущественно возрастные учителя? Ну не понимают они современную молодёжь и цифровизацию...

– Этот вопрос можно отнести к вечной проблеме «отцов и детей». Я согласен с тем, что учителям старшего поколения сложно понять современную молодёжь хотя бы потому, что люди эти росли и воспитывались в разное время. Сейчас дети активно используют в повседневной жизни современную технику. Это неплохо, но у многих из них развивается зависимость. В частности, от социальных сетей. Следствие – нет времени на уроки, личностное развитие, хобби, человек полностью уходит в виртуальное пространство. Для старшего поколения это своего рода terra incognita, они трудно понимают, как можно найти в Интернете решение контрольной, готовый диктант или сочинение.

Мой предмет – информатика, и мне в этом отношении проще: применение технологий и умение ими пользоваться является плюсом. Но, как я сказал выше, «зависимость от смартфонов» заставляет помучиться и меня. Если вижу, что ребёнок не настроен на урок, «попал в сети», даю ему теоретическое задание. Уж поверьте, на уроке информатики это наказание. В ход идут различные карточки, таблицы и схемы. Зато на следующем занятии ребёнку хочется со всеми практиковаться в работе за компьютером, нежели сидеть в социальной сети.

– Они на перемене своё нагонят. Вообще, сильно отличаются школяры поколения Z от Серёги Сыроежкина?

– Не сказал бы, что очень сильно, но всё же различия есть. Да, конечно, в первую очередь в глаза бросаются школьные перемены. До недавнего времени они проходили весело и шумно. Различные игры, начиная с подвижных и заканчивая крестиками-ноликами. Сейчас дети, услышав звонок, особо со своих мест не срываются. Просто лёгким движением руки достают гаджеты. Раньше, придя в школу, мы начинали взахлёб рассказывать, как здорово вчера погоняли в футбик. Сейчас такие разговоры тоже иногда встречаются, но всё же чаще это обсуждение компьютерных игр или виртуальное общение.

Кроме того, на сегодняшний момент модель взаимоотношений между учеником и учителем претерпела значительные изменения. Мы по-хорошему «боялись» своих учителей, боялись их задеть, обидеть, что-то такое натворить. Если педагог на тебя пожалуется родителям, это же стыд и позор. Сейчас дети всё чаще говорят то, что захотят, не анализируют свои слова, поступки, часто заявляют о том, что пожалуются родителям на несправедливую оценку и некомпетентность педагога.

Пожалуй, есть основания говорить о растущем инфантилизме современных школьников. Дети разучились самостоятельно доказывать свою состоятельность. Любое недовольство ребёнка в мою бытность учеником воспринималось, как каприз. Сейчас вокруг этого создают целый спектакль. Дети менялись, меняются и будут меняться всегда, но неизменно одно: они всегда интересны и дают нам повод радоваться жизни.

Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных