Чт, 23 Сентября, 2021
Липецк: +10° $ 72.56 85.49

Школа: закрытие или реорганизация?

Ольга Шкатова | 11.03.2011

– Говорят, в поселке Десятая Шахта или в Северном Руднике школу закрывают, а детей возить не на чем. Ничего не знаешь об этом? – спросила при встрече знакомая учительница. Это был не первый слух о закрытии, объединении, укрупнении школ, будораживший педагогическую общественность. Еще бы, ведь в результате всех этих процессов учителя нередко остаются без работы.

Чтобы избавить город от слухов и домыслов, «МВ» решил все узнать из первых уст и встретился с заместителем председателя департамента образования города Липецка Евгением ПАВЛОВЫМ.

НЕ СОКРАЩАЮТСЯ, А РЕОРГАНИЗУЮТСЯ

– Когда происходит сокращение, то есть закрытие школы, без работы остается пятьдесят-шестьдесят человек, – объясняет Евгений Николаевич. – В этом году в образовательных учреждениях города оказалось сто свободных вакансий. В следующем, по прогнозам, их будет уже сто пятьдесят. Думаю, возможность найти место у учителей есть.

Но сейчас речь не идет о сокращении школ. Мы проводим их реорганизацию, которая предполагает объединение. В этом случае, как вы понимаете, работу теряют лишь единицы.

Проблемные 18-я и 22-я школы. Одна расположена в поселке Десятая Шахта, другая – в Северном Руднике, практически на территории Липецкого района. 18-я уже объединена с 48-й, расположенной в районе Кольца трубного завода. Пока организован транспорт только для младших школьников, но тема обсуждается и в отношении старших. В следующем году и 22-я школа присоединится к этим двум, оставаясь пока филиалом.

К первому сентября решится вопрос и о подвозе детей из 34-й школы, что в Желтых Песках, в 35-ю в Сселки. Для этого понадобится всего один автобус.

Непросто обстоят дела с 43-й, 40-й и 46-й. Теоретически, по численности детей и размерам микрорайона, здесь должно быть два образовательных учреждения. Одним из шагов по исправлению ситуации стало создание кадетской школы на базе 43-й, у которой сегодня нет проблем с наполняемостью. Но когда вступят в силу федеральные государственные стандарты второго поколения, она будет испытывать затруднения с выполнением штатного расписания, понадобятся дополнительные помещения. Вполне логично возникла идея об объединении школ в этом микрорайоне. В непосредственной близости от 43-й располагается 40-я, но здесь обучаются пятьдесят два ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Работают с ними учителя, которые преподают и в обычных классах. Поэтому запросто перевести этих детей в другую школу мы не можем, как и лишить родителей такого вида услуги.

Решение вопроса по этим трем школам департаментом пока не найдено.

ДРУГОЙ ВАРИАНТ

Еще в начале учебного года казались реальностью разговоры по поводу объединения 5-й школы и 19-й гимназии. Повод есть: одна недобирает детей, другая переполнена и вынуждена работать в две смены. Было непонятно, как гимназия, в которой проводят рейтинг учащихся, примет детей из обычной школы.

– Если посмотреть территориально, в центре города оказалась одна общеобразовательная школа – 5-я. Вокруг нее – 19-я и 12-я гимназии, 24-й и 44-й лицеи, – отмечает Евгений Николаевич. – Поэтому есть смысл оставить ее для тех, кто не выберет инновационные учреждения по тем или иным причинам. Сегодня дети идут охотно в 5-ю школу, и она преодолела порог нехватки денег. Кроме того, мы принимаем решение об ограничении приема в учреждения инновационного типа, которые, за редким исключением, переполнены. Полагаем, что и за счет этой меры тоже увеличится число учеников 5-й школы.

Здесь уже несколько лет работает новый директор. Надеемся, что он поднимет учебное заведение до соответствующего уровня, ведь оно когда-то было одним из лучших в городе. В школе улучшается материальная база. В следующем году, например, появится спортивная площадка со специальным покрытием.

Теперь там есть экологический центр, объединивший три станции юных натуралистов, где можно заниматься в свободное от учебы время.

ПЕЧАЛЬНО, НО ФАКТ

В 2010 году в школе с грандиозным прошлым, выпускавшей педагогические классы, ставшей теперь лицеем № 24, не оказалось ни одного одиннадцатого класса. В городе стали поговаривать, что его закроют, а помещение отдадут школе для одаренных детей.

– В городе существует центр одаренных детей «Стратегия», – констатирует Евгений Николаевич. – В настоящий момент он располагается в уже выделенном для него помещении в новых микрорайонах и заключил договоры о проведении занятий с детьми в ЛГПУ, в 12-й и 19-й гимназиях, там, где удобно и детям, и преподавателям, а это в основном сотрудники университетов.

Но слухи о реорганизации 24-го лицея небеспочвенны. В настоящий момент здесь в параллелях старшего звена – по одному классу, как в крупной сельской школе. То есть нет профилизации, соответствующей статусу лицея. С такой наполняемостью, около трехсот пятидесяти учеников, учебному заведению будет трудно аттестоваться и оно сильно потеряет в деньгах в связи с введенными нормативами. Нечем будет платить зарплату педагогам. Чтобы этого избежать, мы предлагаем лицею объединиться с 36-й школой. Противников такой идеи много, но надо понимать, что все взаимо-связано. Имея большое количество денег благодаря увеличению численности учеников, директор получает возможность повышать зарплату и премии учителям. А кто останется в школе с низким заработком? От ответа на этот вопрос, видимо, и будет зависеть решение проблемы 24-го лицея, которое пока не найдено.

По той же причине в следующем году будут объединены 8-я и 9-я школы.

ЧТО ХОРОШЕГО?

Уже несколько лет «единым целым» работают 70-я и 71-я школы.

– Это нынешняя и будущая политика департамента образования – развести детей младшего и старшего возраста, – комментирует мой собеседник. – Насколько это хорошо, мы поняли, создав комплекс 59-й прогимназии. Лучших условий для начальной школы в городе, а возможно и в Черноземье, просто не найти, хотя противников закрытия 32-й школы было много.

Этот принцип лег и в основу объединения двух образовательных учреждений в новых микрорайонах. Сегодня в 71-й занимается начальная школа, в 70-й – старшее звено. Отрицательный момент в том, что старшеклассники были настроены на определенных педагогов, с которыми пришлось расстаться. Это, к сожалению, неизбежно. В целом же контингент учащихся и учителей удалось сохранить.

Начальная школа, безусловно, выиграла. Когда маленьких много, они могут не только учиться, но и отдыхать в более комфортных условиях, побегать, попрыгать, если хочется. Это западный подход, и мы его разделяем.

Таким же образом объединяются 60-я и 51-я школы. Здания расположены настолько близко, что решено соединить их в одно при помощи перехода и создать единый комплекс, который возглавит один директор.

ДЛЯ ЧЕГО?

Детей и денег сегодня хватает обеим школам. «Зачем же их объединяют? – интересуются родители. – С какой целью вообще затеяли всю эту оптимизацию?»

– 60-я школа, например, неспособна обеспечить профильность образования, – объясняет Евгений Павлов. – В силу того, что она маленькая, в ней возможно лишь два старших класса. Профилей же бывает от двух до пяти. Учебное заведение должно обеспечить максимально возможный выбор для ребят. Это во-первых.

Родители часто не понимают, для чего мы реорганизуем школы. Их устраивает, что ребенок учится в общеобразовательном классе, без профилизации. Но теперь есть ЕГЭ, который четко делит детей на успевающих и неуспевающих в какой-либо области. Чтобы успешно сдать экзамены по определенным предметам, надо заранее к ним готовиться, а это возможно лишь в профильных классах.

Во-вторых, надо максимально использовать ресурс двух зданий для улучшения санитарных условий. Для примера снова возьмем 60-ю и 51-ю. Дети будут учиться в одну смену, в их распоряжении окажутся два спортивных и актовых зала, две столовые, хорошо оборудованные кабинеты физики, химии, несколько кабинетов информатики.

В-третьих, мы ставим задачу создать в городе условия для получения образования разной направленности. Никогда бы, например, мы не создали кадетскую школу без оптимизации. Стоял вопрос о том, чтобы либо закрыть, либо придать популярность этому образовательному учреждению. Сложная ситуация с наполняемостью была в 36-й и 55-й школах. Но в одной объединились с учебно-производственным комплексом, взяв ориентир на политехническое направление, в другой сосредоточились на иностранных языках, получив статус школы с углубленным изучением отдельных предметов.

Но в городе нет школы надомного обучения, например, где могли бы получать достойное образование больные дети. Нет у нас и образовательного учреждения физико-математической направленности.

Но для реализации всех этих идей необходимы как минимум помещения.

Кстати, департамент не отдает свои здания городу, как это случилось с детскими садами. В закрытую 53-ю школу переехала 16-я коррекционная, помещения которой не подлежат ремонту. В бывшей 29-й теперь воскресная школа, а в 27-й решено открыть детский сад на восемь групп.

Фото Павла Острякова

Фото Павла Острякова

Фото Павла Острякова
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных