Чт, 23 Сентября, 2021
Липецк: +10° $ 72.56 85.49

О рогаликах, бюджете и запасном аэродроме

Ольга Шкатова | 06.05.2011

Чтобы блинчики получились удачными и не прилипали к сковороде, надо хорошенько прокалить ее на огне, смазать растительным маслом и только потом заливать тесто. Если ты собираешься их фаршировать, например бананом или яблоком, блинчики необязательно обжаривать с обеих сторон. Я об этом давно знаю, потому что очень люблю их с начинкой и без. А вот девятиклассницы из 51-й липецкой школы учились умению печь блинчики в мастерской межшкольного производственного комбината.

ЧЕМ-ТО ВКУСНЕНЬКИМ ПАХНЕТ

Благодаря тому, что комбинат стал ресурсным центром 36-й школы, здесь могут получать первые профессиональные навыки липецкие старшеклассники. Мастерскую, где девушки учились управляться с тестом, электрической плитой и прочными чугунными сковородами, найти было несложно: приятный запах разносился по всему коридору. Оказалось, что до моего прихода они успели поставить в духовку «Улитки» с начинкой.

– Профессия повара-кондитера интересна не только девочкам, но и мальчикам, – утверждает преподаватель Алла Вячеславовна Белова. – С первого сентября по сегодняшний день у меня побывали двадцать пять групп – это более трехсот человек. Около семидесяти процентов составляют мальчики.

К сожалению, сегодня большинство родителей нацеливает детей на вузы, а зря. Если в руках есть профессия, без работы не останешься. Иногда девчонки жалуются, что родители отговаривают их от специальности повара-кондитера, мотивируя тем, что это тяжелый труд. Но сегодня все по-другому. Даже в нашем распоряжении пароконвектомат – фирменный аппарат, выполняющий пять операций. Среди них – варка на пару, расстойка теста и выпечка. Одновременно можно готовить пищу в нескольких лотках. Это намного ускоряет процесс. Теперь почти не осталось общественных столовых. Открывают в основном небольшие кафе и рестораны, где и готовить приходится не так много. Все современные кухни оборудованы по последнему слову техники, поэтому нет надобности носить большие, тяжелые котлы, как раньше.

Между прочим, Алла Вячеславовна получила профессию инженера-технолога общественного питания в Московском институте народного хозяйства (сейчас Плехановская академия). Никогда не собиралась работать с детьми, но, устроившись в комбинат, вот уже почти четверть века с удовольствием учит девчонок правильно и вкусно готовить.

В мастерской у поваров-кондитеров есть и дегустационная зона. Вначале девушки пекут и жарят, а затем накрывают столы и, что называется, снимают пробу. На перемене (в комбинате занятия идут так же, как в школе, – по звонкам) сюда заглядывают одноклассники из соседней мастерской, чтобы полакомиться чем-нибудь вкусненьким.

ХОЧУ, НО СМОГУ ЛИ?

– Девушки занимаются по курсу «Мои профессиональные планы», – рассказывает заместитель директора по учебной работе Ольга Николаевна Дунаева. – Мы используем такую форму работы, как профориентационная сессия.

Цель этого краткосрочного курса – помочь школьникам сделать первый самостоятельный выбор, опираясь на науку. С этой целью проводим диагностику, учитывая индивидуально-психологические особенности личности, и предлагаем пробовать свои силы в подходящей специальности. Пример – «Повар-кондитер».

Условия выбора профессии складываются из четырех компонентов: хочу, могу, надо и есть. Одному нравится готовить пищу и обслуживать других людей, другому – иметь дело с техникой. Но прежде чем выбрать профиль, хорошо было бы попробовать самому. Хочу, но смогу ли? На этот вопрос надо давать себе четкий ответ. «Надо» заключает в себе потребности регионального рынка труда. Не зря президент говорит о недостатке рабочих рук. Экономистов и юристов более чем достаточно. И тем не менее родители хотят, чтобы дети выбирали именно эти профессии, не задумываясь над тем, где они потом будут работать. «Есть» – это то, что имеется в наличии, то есть способности и наклонности ребенка.

Когда ребята приходят к нам в десятом классе в технологический профиль, они сами выбрают профессию. Группы сформированы таким образом, что из одной школы может быть лишь один ученик в классе, но и с ним будет заниматься педагог. Так работает принцип индивидуализации обучения.

ВСЕ ДЕЛАЕМ САМИ

А тем временем на кухне кипела работа. Должна сказать, мои собеседницы неохотно от нее отрывались.

– Мне понравилось печь блинчики, – признается Настя Мамонтова. – На уроках технологии в школе мы не готовили. А здесь все делаем сами. Думаю, в жизни эти навыки пригодятся. У меня мама вкусно стряпает. Она повар по профессии, но меня привлекает экономика. После девятого класса буду поступать в кооперативный техникум.

– Это только на первый взгляд кажется, что печь блинчики легко. В этом деле тоже есть свои тонкости, которые надо знать каждой хозяйке, – делится Соня Артышевская. – Мы здесь делали и пиццу, но это блюдо я научилась готовить раньше. А вот рогалики сегодня заворачивала впервые.

Соня продолжит обучение в десятом классе. Она хочет стать экономистом по примеру папы.

– Я и раньше охотно возилась с салатами, картошкой, макаронами, пельменями, яичницей, – продолжает разговор Лена Пушилина. – Здесь расширила свои возможности. Хорошо готовить всегда пригодится. Мы проходили тестирование, которое помогло разобраться в своих интересах. Выбирать профессию окончательно пока рано, думаю стать экономистом или адвокатом. Пойду в десятый класс, а там определюсь.

– Я научилась готовить блинчики, рогалики, пиццу, – подключается Милана Кораблева. – Но и до этого кое-что умела. Могу сказать, что с профессией уже определилась. Хочу стать юристом-адвокатом, как дядя. Мне интересна эта сфера. А кулинария в жизни пригодится.

Настю Иванову тоже привлекает юриспруденция.

– Интерес появился в девятом классе, – рассказывает девушка. – Я стала углубляться в предмет «Обществознание» и следить за процессами, происходящими в обществе. И тесты показали, что мое направление – «человек– человек». Но это хорошо, что в школе можно заниматься разными направлениями, например кулинарией. Я раньше никогда не делала рогалики. Сегодня попробовала. А в прошлом году научилась печь хворост. Вообще приятно что-то делать на кухне своими руками.

– Греметь сковородками на кухне – это не мое, – признается Кристина Неклюдова, – но после пиццы, думаю, надо начинать готовить дома.

Девушка решила стать коммерсантом, поэтому после девятого класса будет поступать в Липецкий техникум сервиса и дизайна.

– В сфере торговли мы будем востребованы, – поддерживает Кристину Настя Рогова. – Мне мама порекомендовала специальность «Коммерция по отраслям». Она работает продавцом, хотя профессия у нее другая. Это направление подходит мне и по результатам тестирования.

Думаю, что и практика в комбинате мне пригодится. Я уже умею немного готовить. Самое главное в этой обстановке – учиться и общаться веселее.

ПОЛНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

Если занятия в учебном комбинате так расширяют возможности старшеклассников липецких школ, что же тогда имеют ребята из 36-й, получившей ресурсный центр?

– У нас в школе технология с первого класса будет даваться в двухчасовом объеме, – уточняет директор Любовь Николаевна Асанова. – Это значит, что мы сможем реализовать программы, интегрированные с другими предметами. Например, математика и технология предполагают конструирование. Знакомство с окружающим миром включает работу с природным материалом. Да и биологию изучать будет интереснее, выращивая культуры на пришкольном участке.

К сожалению, технология отсутствует в учебных планах старших классов многих школ, и мы почти потеряли «Культуру дома». А ведь каждая девочка рано или поздно станет хранительницей очага. Конечно, можно рассчитывать на помощь дизайнеров. Но позволит ли зарплата обратиться к специалистам? Надо спуститься с небес на землю и начать рассчитывать на собственные силы. Этому мы и должны учить детей в школе.

ЗАПАСНОЙ АЭРОДРОМ

Под этим понятием изначально подразумевается рабочая специальность, которая при любых обстоятельствах поможет прокормиться, не остаться на обочине жизни.

Кстати, в прежней программе по технологии в восьмом классе отводились часы на изучение и планирование семейного бюджета, чтобы дети учились жить по средствам, экономить, наконец. Каким образом? Сшить своими руками новогодний костюм малышу, подшить мужу брюки дома, а не в ателье. Думаю, близкие оценят такую заботу и будут гордиться мамой и хозяйкой дома. А это сближает, сплачивает семью. Выходит, что школьный предмет «Технология» способен выполнять даже социальные функции и совершенно незаслуженно отодвинут на задний план.

– А потом мы спрашиваем, откуда такой прагматизм у молодежи? Почему она не ценит семейные отношения? – возмущается моя собеседница. – Потому что мы просто не воспитываем наших детей как надо. Родителям некогда, учителю недосуг. В лучшем случае он даст какие-то знания, которые без практики становятся мертвыми, ненужными.

А если школьник поймет, что автодело, например, предполагает знание физики, он станет с интересом изучать столь непростой предмет. Это принцип продуктивности образования.

Фото Павла Острякова

Фото Павла Острякова

Фото Павла Острякова
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных