Чт, 23 Сентября, 2021
Липецк: +10° $ 72.56 85.49

У того завидная доля, кто профессию пробует в школе

Александра СОСНОВСКАЯ | 21.09.2012

В этом году 36-я липецкая школа отмечает полувековой юбилей. Когда-то здесь, выбрав политехническое направление, учились двенадцать лет, осваивая еще и автодело. Вместе с аттестатом зрелости выпускники получали водительские права и «корочку» автослесаря. Сегодня здесь действует ресурсный центр, в котором ведется обучение по нескольким направлениям. Школа возрождает традиции. Уникальность в том, что она работает на областной центр, давая возможность старшеклассникам из городских и близлежащих сельских школ определиться с выбором профессии и попробовать себя на деле.

ВОВРЕМЯ ЗАДУМАЛИСЬ

Еще несколько лет назад в Липецке функционировал меж­школьный учебный комбинат, где старшеклассники получали азы самых распространенных профессий. Когда встал вопрос о его закрытии, в департаменте науки и образования задумались о том, что неминуемо возникнут проблемы в профориентационной работе, с которой школе в одиночку не справиться. В результате комбинат реорганизовали в структурное подразделение 36-й – ресурсный центр.

ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Это одно из основных направлений школы. В этом году она получила лицензию на право ведения образовательной деятельности по программам профессиональной подготовки. Уже в следующем году выпускникам станут выдавать соответствующий документ о пройденном курсе обучения и присвоенном разряде.

В ресурсном центре открыты технологические профили по нескольким направлениям, позволяющим изучать автодело, технологии обработки пищевых продуктов и пошива одежды, информационные технологии в производстве, заниматься дизайном наружной рекламы. Он сотрудничает с двенадцатью липецкими школами. Занятия посещают более 1180 учащихся, только из 36-й – чуть больше 400 человек.

НА ПРАКТИКЕ

Предлагаю заглянуть в мастерскую, где девчонки учатся управляться с тестом.

– Профессия повара-кондитера интересна не только девочкам, но и мальчикам, – утверждает преподаватель Алла Вячеславовна Белова. – К сожалению, сегодня большинство родителей нацеливает детей на вузы, а зря. Если есть профессия, без работы не останешься. Иногда девочки жалуются, что родители отговаривают их от профессии повара-кондитера, мотивируя тем, что это тяжелый труд. Но сегодня все по-другому. Даже в нашем распоряжении пароконвектомат – фирменный аппарат, выполняющий пять операций. Среди них и варка на пару, и расстойка теста, и выпечка. Одновременно можно готовить пищу в нескольких лотках. Это намного ускоряет процесс. Общественных столовых сейчас почти не осталось. Открывают в основном небольшие кафе и рестораны, где готовить приходится не так много. Все современные кухни оборудованы по последнему слову техники, поэтому нет надобности носить большие, тяжелые котлы, как раньше.

Между прочим, девятиклассницы, с которыми я познакомилась у Аллы Вячеславовны, с удовольствием учатся готовить, ведь это в жизни точно пригодится, какую бы профессию они ни выбрали.

КОЕ-ЧТО НОВОЕ

Профориентационная работа и предпрофильная подготовка ведутся по программе «Мои профессиональные планы». Допрофессиональная подготовка по направлениям технологического профиля идет в ресурсном центре и ПЛ № 10, поэтому в 2012 году подписан договор о сотрудничестве не только с лицеем, но и с его базовым предприятием – Новолипецким комбинатом.

Важная роль отводится и социализации детей, чтобы они могли подрабатывать на каникулах, например. Для этого на базе ресурсного центра открыли школьную компанию «Калейдоскоп». Здесь вам и рогаликов напекут, и фартуков нашьют, и табуреты намастерят.

Бесспорно, школа выиграла, получив такое структурное подразделение, ведущее большую инновационную и экспериментальную работу в политехническом направлении. Основные задачи – освоение техники и технологий.

– В перспективе мы хотим создать технологический лицей, – рассказывает директор Любовь Николаевна Асанова. – А в ближайших планах – добиться статуса школы с углуб­ленным изучением отдельных предметов технологического цикла. Все наши выпускники будут получать начальную профессиональную подготовку. Если учесть, что сейчас рынок труда нуждается в квалифицированных рабочих кадрах, думаю, мы на правильном пути.

ИНТЕГРАЦИЯ

В 36-й технология с первого класса дается в двухчасовом объеме. Это позволяет реализовывать программы, интегрированные с другими предметами. Например, математика и технология предполагают конструирование. Знакомство с окружающим миром может происходить через работу с природным материалом. Да и биологию изучать интереснее, выращивая культуры на пришкольном участке.

– К сожалению, технология отсутствует в учебных планах старших классов многих школ, и мы почти потеряли «Культуру дома», – сетует Любовь Николаевна. – А ведь каждая девочка рано или поздно станет полноценной хозяйкой. Конечно, можно рассчитывать на помощь дизайнеров. Но позволит ли зарплата обратиться к специалистам? Надо спуститься с небес на землю и рассчитывать на собственные силы. Этому мы и должны учить детей.

КСТАТИ

Есть такое понятие, как запасной аэродром. Под ним подразумевается изначальная, рабочая специальность, которая при любых обстоятельствах поможет прокормиться, не остаться на обочине жизни.

Между прочим, в прежней программе по технологии в восьмом классе отводились часы на изучение и планирование семейного бюджета, чтобы дети учились жить по средствам, экономить, наконец. Каким образом? Сделать своими руками новогодний костюм малышу, подшить мужу брюки дома, а не в ателье. Думаю, близкие оценят такую заботу и будут гордиться мамой и хозяйкой дома. А это сближает, сплачивает семью. Выходит, что школьный предмет «Технология» способен выполнять даже социальные функции и совершенно незаслуженно отодвинут на задний план.

– А потом мы спрашиваем, откуда такой прагматизм у молодежи, почему она не ценит семейные отношения? – возмущается моя собеседница. – Да мы просто не воспитываем детей как надо. Родителям некогда, учителям недосуг. В лучшем случае они дадут какие-то знания, которые без практики становятся мертвыми, ненужными.

А если школьник поймет, что автодело, например, предполагает знание физики, то начнет с интересом изучать этот непростой предмет. Вот он, принцип продуктивности образования.

СОТРУДНИЧЕСТВО

Оно налажено у 36-й школы не только с градообразующим предприятием – НЛМК, но и с Кирсановским авиационным техническим колледжем (филиалом Московского государственного технического университета гражданской авиации). Сюда ежегодно поступают выпускники школы.

– Мы провели мониторинг и выяснили, что в квалифицированных техниках нуждается, например, Липецкий аэропорт, – объясняет Любовь Николаевна. – Кроме того, у нас имеется и военный аэродром. В ходе проводимой там реорганизации эти специалисты выводятся из состава военных. В скором будущем и боевые самолеты станут обслуживать гражданские лица.

Вот вам и реальные перспективы для тех, кто вовремя сориентировался в выборе жизненного пути.

Фото А. ШКАТОВОЙ

Фото А. ШКАТОВОЙ

Фото А. ШКАТОВОЙ
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных