Ср, 27 Мая, 2020
Липецк: +14° $ 71.60 77.88

Если мечта становится песней…

29.12.2013

– Певица! Разве это профессия?! Этим можно заработать на жизнь?

Категорический тон родителя, пекущегося о будущем благополучии дочери, в свое время не смутил увлеченную пением девочку. Она упорно продолжала заниматься. Настойчивость, трудолюбие, вера в свои силы принесли достойные плоды. Молодая певица теперь солистка одного из оперных театров в Италии. Папа, кстати, ею очень гордится. Об этом рассказала «МВ» Людмила Витальевна Васильева, педагог по вокалу ДШИ № 1, наставник с сорокалетним стажем.

К слову, некоторые ее ученицы сегодня поют в Австрии, Германии, Италии, так что профессия эта, если ты действительно что-то из себя представляешь, открывает широчайшие горизонты для самореализации. Бесспорно, для этого необходимы данные, однако одаренность далеко не всегда гарантирует результат. Алмазу, чтобы стать бриллиантом, необходима огранка.

Красивый, сильный, правильно звучащий голос – продукт упорной работы его носителя и опытного педагога. И еще, как бы это банально ни звучало, нужно очень любить то, чем занимаешься.

Сабина Касимова, девятиклассница 44-го липецкого лицея, собирается стать профессиональной оперной певицей и, направляемая Людмилой Витальевной, движется к осуществлению своей мечты. Первый раз наблюдая за хрупкой, утонченной девушкой, с трудом веришь в то, что образ этот через несколько минут будет дополнен вокальной мощью, исполнительским мастерством и артистическим очарованием, которые практически забыты нашей попсовой действительностью. Но вот Сабина становится подле фортепиано и…

Можно автограф?

Занятия начинаются с распевки, с разогрева связок. Голос – инструмент певца, и, прежде чем играть на нем, его следует настроить, опробовать. Сначала пропеваются сонорные и вибрирующие. Далее – гласные (отдельные звуки и их сочетания варьируются, чередуются по ходу выполнения вокальных экзерсисов). После проработки среднего регистра медленно поднимаемся наверх.

Сабина серьезно занимается вокалом уже пятый год. За это время диапазон звучания ее голоса значительно расширился. На легато (голос звучит плавно; одна нота мягко переливается в другую без пауз) она уверенно берет ля второй октавы, на стаккато (отрывистое, акцентированное звучание) забирается на до, до-диез третьей октавы, а при хорошей погоде (для чувствительных связок певицы это немаловажный фактор) способна достать и ми-бемоль!

С таким потенциалом можно петь и серенаду Шуберта, и «Лунный вальс» Дунаевского, что, собственно говоря, Сабина и делает после всех упражнений. Голос льется легко и свободно, жесты сдержанны, но выразительны, чувствуется культура исполнения, и при этом сохраняются живые эмоции, довольно сложные чувства и переживания лирической героини. И это в 15 лет!

А вот, что называется, история в тему. Как-то случилось девушке в составе творческой группы выступать в грязинской музыкальной школе. После концерта дети подходили к ней за автографом: решили, что перед ними демонстрировала свои умения маститая певица.

Как бы там ни было, но мастер-класс с профессором, заведующей кафедрой сольного пения Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, членом Союза концертных деятелей России, почетным работником высшего профессионального образования РФ, заслуженным работником культуры РФ Татьяной Дмитриевной Смелковой подтверждает незаурядный потенциал героини.

Ты помнишь, как все начиналось?

А начиналось все, как ни странно, с хореографии. В шесть лет мама привела Сабину в детскую школу искусств в танцевальный класс. Хотелось, чтобы у дочери была красивая осанка. В семь лет она неожиданно изъявила желание учиться игре на фортепиано. Совершенно случайно педагог обнаружила, что девочка хорошо поет. Людмила Витальевна прослушала ее, и вот теперь уже пятый год юная певица занимается на вокальном отделении школы.

Сегодня здесь учатся петь порядка 80–90 человек. Три года подряд Сабина и еще три ученицы представляют альма-матер на отчетных концертах и других культурных мероприятиях. В активе – выступление в Елецком музыкальном училище на зональном семинаре для педагогов музыкальных школ и училищ, в усманской музыкальной школе (такой своеобразный мастер-класс для ребят с показом разных распевок и тонкостей подготовки).

На курсах повышения квалификации концертмейстеров она выступала в качестве иллюстратора. Два раза Сабина выходила на сцену вместе с Липецким государственным оркестром русских народных инструментов. Ведущая, кстати, спросила девушку, как ее представить перед зрителями, какие регалии перечислить, на что художественный руководитель и главный дирижер оркестра Олег Иванович Федянин сказал: «Она выступает здесь вместе с нами. И это лучшее представление».

В минувшем году моя героиня заявила о себе на Дельфийских играх, в стенах родной школы состоялся ее сольный концерт. К слову, за долгую педагогическую жизнь Людмилы Витальевны это был четвертый. Подготовить исполнителя такого уровня весьма сложно. Но в случае с Сабиной это удалось сделать.

Льется музыка, музыка, музыка…

– Мне легко с ней, – откровенно признается Людмила Витальевна. – Она очень понятливая. Если хотите, у нее есть необходимый для пения интеллект, особенный вокальный слух. Например, на словах зачастую бывает сложно объяснить отсутствие в какой-либо вокальной фразе необходимых обертонов (призвуков, расположенных выше основного тона). С Сабиной мы понимаем друг друга с полуслова. И самое главное, она очень трудолюбива и по-настоящему влюблена в свою мечту.

Воплотить ее в реальность помогает и концертмейстер Сабины Елена Корнеева, кстати замечательно выступающая и как сольный инструментальный исполнитель. В ее копилке успешное участие в музыкальных фестивалях в итальянском Римини и знаменитых Каннах.

Было бы неправильно думать, что девушка развивается только в одном направлении и лавры Анны Нетребко заслонили для нее весь сектор жизненного горизонта. Да, на дискотеки Сабина не ходит (предпочитает современным ритмам этническую музыку), любит читать, серьезно увлекается фотографией. В 44-м лицее скоро должна пройти выставка ее фоторабот. Учебе пение тоже не мешает, скорее наоборот. Она уверена: любые трудности человеку по плечу, если его мечта становится песней.

ПЕДАГОГ О ТАЙНАХ ПРОФЕССИИ

Голосовой аппарат – весьма сложное и сугубо индивидуальное образование. Педагогический принцип «Делай, как я» здесь не работает. После первого прослушивания следует установить, где у обучаемого находятся примарные тона (идущий из глубины и без напряжения звук), и сообразно с этим выстраивать работу.

Красивое пение – это умение правильно использовать технику исполнения в передаче личной эмоции. Необходимо следить за гармоническим сочетанием этих двух составляющих.

Если вы решили серьезно заниматься пением и по этой причине очень дорожите голосом, обучайтесь только под руководством опытного наставника.

Накануне дня выхода на сцену петь нельзя. Жела­тель­но как можно больше молчать. Перед выступлением ни в коем случае не употребляйте в пищу ничего острого, горячего, холодного. Никаких семечек и орешков!

На занятиях не перенапрягайтесь. Золотое правило певца: «Лучше недопеть, чем перепеть».

СЛОВО КОНЦЕРТМЕЙСТЕРУ

Особенность работы концертмейстера заключается в том, что он должен составить с вокалистом единый ансамбль, создать настроение, атмосферу. Для этого необходимо, если ты аккомпанируешь певцу, чувствовать его дыхание, соблюдать динамический баланс. Естественно, и техника исполнения должна быть безупречной: от тебя напрямую зависит удачное выступление того, кому ты аккомпанируешь.

Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных