Вс, 01 Августа, 2021
Липецк: +22° $ 72.67 86.71

Две грани искусства

Олеся Азарова | 16.08.2019 07:20:00
Две грани искусства

Когда он берёт в руки фотоаппарат, окружающие говорят, что получаются не снимки, а картины. Ельчанин Александр Каверин развивается сразу в двух творческих направлениях.

– Александр, ты себя ощущаешь больше художником или фотографом?

– В детстве друзья размышляли на тему, кто кем станет во взрослой жизни. Меня одолевал страх: не понимал, кем буду. Судьбу решила мама, когда отдала в Дом пионеров и школьников. Через месяц занятий в кружке рисования почувствовал любовь к живописи. С той поры ничего не изменилось. Продолжаю ощущать себя художником.

– Что испытываешь, когда смотришь на свои первые картины?

– Удивляюсь, как я мог так легко относиться к искусству. Такие неумелые работы вызывают противоречивые ощущения. Они несовершенны с точки зрения мастерства, но в ранних этюдах видны важная для художника свобода и отсутствие привязанности к творческому стилю.

– Как сформировать личный стиль в живописи?

– Когда мастер смотрит чужие работы, его подсознание призывает повторить технику или идею. Считаю, чем меньше обращать внимания на картины коллег, тем больше личного в почерке художника.

– Почему стал заниматься фотографией?

– После того, как закончил с красным дипломом Елецкий колледж искусств имени Хренникова, устроился по профессии. Проработал ровно год педагогом живописи в школе искусств. Двадцатилетний парень с зарплатой, на которую можно только два раза сходить в магазин. Смешно. Совмещать с другой работой было невозможно: дети ежедневно эмоционально опустошали. Со временем понял, что пора развивать собственное дело, и стал учиться фотографировать.

– Тяжело было освоить новый для тебя вид искусства?

– Нельзя сказать, что это была неизвестная мне область, так как основы композиции в изобразительном искусстве и фотографии одинаковые. С технической составляющей помог фотограф Юрий Перцев. Мы учились друг у друга. Он рассказывал про выдержку и диафрагму, я с художественной точки зрения помогал делать его снимки лучше.

– Что для тебя фотография?

– Это работа, а не творчество. Я даже фотографом себя назвать не могу. Другое дело картины. В них видна и загадка, и глубина. Фотография – это мимолётное удовольствие, а картину можно писать неделю или месяц, вкладывая в неё спектр эмоций.

– Тебе одинаково хорошо удаётся совмещать живопись с современными технологиями в искусстве. Не планируешь перейти на цифровое рисование?

– Мои однокурсники пошли этим путём, но мне такая область изобразительного искусства неинтересна. Люблю работать с живым материалом. Тем не менее считаю, что в жизни нужно попробовать всё. Некоторое время занимался аэрографией, но пришёл к мысли, что масло и холст – мои лучшие друзья.

– Можно ли зарабатывать на искусстве?

– Если художник хочет зарабатывать на живописи, пусть тогда даже и не начинает заниматься искусством. Арт-рынок в Липецкой области совсем не развит. Покупатель в сжатые сроки хочет получить большую картину за несколько тысяч рублей. К примеру, портрет с идеализированной внешностью. Если творец готов прогибаться под клиента, художник внутри него погибает. Хотя он может продолжать на этом зарабатывать.

– Как относишься к людям, которые продают свои картины на рынке?

– Равнодушно. Эти ремесленники к искусству не имеют отношения. Одна цель – финансовая. Их деятельность имеет замкнутый цикл: купил краски, нарисовал картину, продал. И так дальше по кругу.

– Часто ли продаёшь свои картины?

– К картинам у меня особое отношение. Иногда их приходится продавать, но перед этим я обязательно должен пообщаться с покупателем. Важно, чтобы люди относились к моим холстам как к ценности. В таком случае картину не жалко и подарить. А если человеку дырку в стене закрыть надо, зачем ему искусство?

– Где можно познакомиться с твоим творчеством?

– Многие картины дарю, так что они находятся в частных архивах не только в России, но и за рубежом. Любители искусства нашей области могут увидеть мою живопись в областном выставочном зале и Елецком краеведческом музее. Кстати, сейчас в Липецке проходит моя персональная выставка. Работы будут представлены до 18 августа.

– Как прошёл процесс организации выставки?

– По-хорошему, к ней нужно готовиться не меньше года. Мне предложили сделать её за три недели. Отказываться от такого предложения не стал, но пришлось потрудиться, чтобы собрать картины. Из-за маленького количества живописи в наличии пришлось просить её у моих покупателей и людей, которым я дарил своё творчество.

– Как ты относишься к критике?

– Мнение людей важно для меня, но не до такой степени, чтобы что-то менять.

– Что тебя вдохновляет?

– Главный источник вдохновения – моя семья. Жена по профессии экономист, но это ей не мешает участвовать в моей творческой жизни. Она учится у меня пониманию картин. И мне приятно, когда она во время беседы начинает употреблять художественный сленг. Да и сын не отстаёт. Он ещё дошкольник, но во время игры уже строит себе художественные мастерские и там работает. Смотря на своих близких, черпаю новые идеи и эмоции.

– Есть ли предел совершенства?

– Предел существет только в голове. Если человек считает, что дошёл до совершенства, то попал в ловушку. В любом совершенстве есть несовершенство. Приблизиться к идеалу можно только тогда, когда приходит осознание его отсутствия.  

архив героя

Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных