Вс, 05 Июля, 2020
Липецк: +24° $ 69.47 78.06

Levithan through  the  maze

Евгений Козлов | 23.12.2019 07:50:36
Levithan through  the  maze

«ЛЕ-ВИ-ТАН, ЛЕ-ВИ-ТАН...» – в глицериновом тумане, пронизанном лучами фиолетово-красных прожекторов, до хрипоты кричали мы с фан-зоной три слога, отбили ладони, вызывая музыкантов «на бис», а потом сомнамбулами качались под медитативное гитарное тремоло Гончара, когда ребята вышли с кавером Cyclone японской пост-рок-группы Mono.

Новый альбом

В Санкт-Петербурге на презентации второго альбома Maze («Лабиринт») бывшая липецкая, а ныне набирающая обороты питерская группа Levithan устроила для любителей тяжёлой космической лирики настоящее музыкальное шоу. Перфомансы и интерактив со зрителем (чего только стоит одно драм-соло Дмитрия Стульнева, успевшего поработать с Валерием Сюткиным, в нескольких джазовых коллективах Москвы), оригинальный видеоряд, сопровождавший каждый трек, синхронизированный свет... На подготовку ушло несколько месяцев, и результат действительно получился впечатляющим.

Впрочем, правильнее было бы обозначить более протяжённый промежуток времени: сам альбом, включая предимплантационный период, создавался в течение двух лет и стал диалектическим продолжением первого полноформатника группы. Несмотря на качественно иное звучание и иную идейную концепцию.

Уже приехав из Москвы, после второй презентации Maze, я переслушал альбом в формате flac и был поражён: одно дело драйв, получаемый от концерта, другое… Из мрака «Лабиринта» дохнуло если не девяткой Бетховена, то чем-то определённо симфоническим и в жанровом отношении трагедийным.

Обычная история

Что ж, самое время перейти к составу команды и перипетиям судьбы, соединившим липецких парней суровыми узами пост-рока.

– Со Стёпой Сорокиным (бас-гитара) мелкими второклассниками играли во дворе. С Серёгой Гончаровым (гитара) в одном классе заканчивали школу, – рассказывает гитарист группы Евгений Онищенко. – На Диму (первый барабанщик группы Дмитрий Стульнев) Серёга вышел в Интернете. Позднее Стёпа познакомил нас с Костей Козловым. Тот пришел фотографировать наш концерт, потом снимал репетиции, на одной из которых встал к микрофону и начал «рычать». Решили попробовать его в качестве экстрим-вокалиста, записали Lost Inside. Так он и попал к нам «в рабство». С Семёном Майоровым познакомились после того, как Дима уехал в Москву. При каких обстоятельствах – не помню: такое ощущение что он просто материализовался за барабанами.

За исключением последнего случая, начало истории имеет типичный сценарий: парням захотелось играть рок в крутой команде, но никто поначалу не знал, как это делать. Ответ на злобо­дневный вопрос решили искать вместе.

– Я играл разную музыку в нескольких группах, ансамблях и даже оркестре, – говорит Сергей Гончаров. – С парнями из «Левитана» тоже много чего перепробовали. Однажды в порядке эксперимента записали «Птицы над океаном». Прослушали диктофон, и стало ясно: это самая искренняя музыка, которую когда-либо получалось создавать. Так все и началось.

Потерянный первенец

Ночные бдения на липецких репбазах, записи на студиях, пробные опыты сценических выступлений, первые фестивали. Для истинного художника поиск лица – процесс перманентный. В свете внезапного озарения открывается лишь начало пути, жизненного и творческого. Каким он будет, угадать невозможно. Примерно с таким настроением и создавался первый альбом Lost («Потерянный»).

– Записывали его частями в студии LES Records в Воронеже с 2013 по 2015 год, – вспоминает Константин Козлов, экстрим-вокалист и нынешний бас-гитарист группы. – В будние дни репетировали партии на Sound Farsh, в выходные уезжали в Воронеж, чтобы записать песню.

Одна из них – ранее упоминавшаяся Birds Over The Ocean – стала свое­образной визитной карточкой «левитанов». Зрители и поклонники группы ждут её исполнения на каждом концерте, чтобы вместе с музыкантами опуститься на пол, принять медитативные позы и погрузиться во многомерный, свободный мир ассоциативных переживаний.

Это был первый опыт студийной записи ребят: из-за учёбы и работы не хватало времени, элементарно недоставало средств, поэтому выход альбома затянулся. Впрочем, на качестве записи это никак не отразилось.

Музыка дальних странствий

Возникло желание поделиться творческими откровениями с единомышленниками из сопредельных территорий.

– Хотелось побольше концертов, было интересно узнать, как воспримут наше творчество люди за пределами Липецка, – делится с «МВ» Сергей Гончаров. – Лет 5-6 назад наблюдался подъем независимой андерграундной музыки. Музыканты в разных городах организовывали гиги – что-то вроде тусовки/фестиваля – и приглашали иногородние группы. Как правило, мы попадали на абсолютно непригодные для концертов площадки – с дешёвой аппаратурой, отвратительным звуком и весьма посредственной организацией. И всё же атмосфера подобных мероприятий реально вдохновляла. Тем не менее мечты о хорошем звуке и приличной сцене не покидали. Стали вписываться в летние фестивали на открытых площадках. Опыт подобного рода выступлений подвигнул к решению самостоятельно организовывать собственные концерты и заниматься продвижением.

Так в творческой биографии наших героев начался период гастрольного скитальчества. Тула, Калуга, Воронеж, Белгород, Москва… не берусь подсчитать количество городов, в которых побывали (и не по одному разу) странствующие рыцари липецкого пост-рока. Парни сами искали площадки, выходили на организаторов, занимались промоушном, в конце концов в любое время года в любую точку добирались своим ходом. Незаурядным чувством авантюризма нужно обладать, пускаясь в подобного рода мероприятия.

Был такой случай: собираясь в очередной тур, ребята решили воспользоваться услугами одного из частных автоперевозчиков. Собрали команду из музыкантов, менеджера, фотографа и двух водителей, но владельцы авто предательски скрылись из виду за неделю до выезда. Куча сил и денег уже вложена в подготовку к концертам, заключены договоры с администраторами, на местах ждут обещанных выступлений, а ехать самим, везти инструменты и аппаратуру просто не на чем. Выход из ситуации был нестандартным, я бы сказал, отчаянно решительным. В спешном порядке по сходной цене парни купили с рук «ВАЗ-2107» и, скрестив всё, что можно, двинулись в метель по гололёду навстречу судьбе и рок-н-роллу. Удивительно, но машина выдержала 5000 км пути в нелётную погоду, ни разу не сломавшись (за техническую часть путешествия отвечал Стёпа Сорокин). Как шпроты в консервной банке, катили левитаны по России, поочередно сменяя друг друга за рулём и слушая в дороге аудиоанекдоты Трахтенберга. Уже в Москве едва не угодили в аварию, из-за пробок опаздывая на саундчек.

Когда эксперимент – обязательство

Петербург поразил ребят с первого раза и навсегда. Магическая сила его общеизвестна, так что восторженные отзывы опускаю, перехожу к прагматической сути дела. Уже после второго визита в Северную Пальмиру молодые люди решили оставить «жемчужину Черноземья» и полным составом перебраться на брега Невы. Город давал больше возможностей заниматься любимым делом. А туры показали: музыка Levithan находит отклик в сердцах любителей рока, и это в определённой степени обязывало коллектив двигаться дальше.

Колдовать над вторым альбомом (запись барабанов, разного рода этнических инструментов) начали ещё в Липецке. Теперь это была совершенно осознанная, очень серьёзная, требующая полного погружения в материал работа. Ребята стали мудрее, опытнее. Экспериментаторская дерзость пробуждала интерес к необычным решениям: юла, музыкальная шкатулка, старый кассетник, камертон – оцифрованные звуковые фрагменты интегрировались в сложную гармоническую структуру треков.

 В одном из отдалённых сёл области парни сняли дом, отключили телефоны и на несколько дней прекратили связь с миром: с утра до позднего вечера оттачивали и писали инструментальные партии. Перед сном парились в бане и смотрели на звёзды.

Сведение и мастеринг проходили в воронежской студии. Возникла идея в одной из песен соединить экстримвокал и чистый голос. Вокалистов в Питере много, но найти подходящего по тембру, способного погрузиться в соответствующий материал оказалось нелегко. Иван Понькин из питерской прогрессив-метал группы «Имандра» помог левитанам и эту мечту осуществить.

Об архетипических образах

По всеобщему мнению музыкантов, в сравнении с первым второй альбом получился более тяжёлым, тягучим, мрачным, сложным, таким, каким и должен быть лабиринт. Смотревшие мультик про Минотавра – в курсе: лабиринт – один из самых глубоких образов хтонического мышления, отражающих смятенное сознание архаического человека с его ужасом перед непонятной стихией первозданного хаоса. А ведёт он…

– Думаю, Levithan движется в глубь самого себя, там находит свои темы и гармонические решения, смысл которых – воспроизвести внутреннее состояние от соприкосновения с современностью, с бытием как таковым, – незатейливо выражает своё мнение Сёма Майоров.

Как видим, со времён Гесиода и Парменида мало чего изменилось, разве что акценты в восприятии сущего значительно сместились в субъективную плоскость.

Более подробно о Maze, его отличии от предшественника – в документальном фильме «Through the MAZE» в сообществе группы Levithan во ВКонтакте.

Когда тайное становится явным

Нельзя сказать, что культурное сообщество Северной столицы приняло липчан с широко открытыми от восхищения глазами – здесь вообще трудно кого-либо удивить. И тем не менее: на концертах Levithan в Питере с каждым разом всё больше людей; в активе выступление на столичных фестивальных площадках с китайской пост-рок группой Zhaoze и коллегами из Италии Platonick Dive (выступая на разогреве «левитаны», что называется, дали жару и поневоле переманили к себе аудиторию); легендарные God Is an Astronaut были готовы сыграть с липецкими парнями (проблемы с организацией не позволили это сделать). У ребят состоялся большой эфир на питерском радио ШОК, их трек Sad Song несколько месяцев находился в ротации «Нашего радио». Levithan знают в Иране, Китае, Канаде, Румынии, Эстонии, Финляндии, Германии. 

Основная аудитория группы – продвинутая молодёжь от 18 до 30 лет. Большую часть времени она проводит в соцсетях, слушает музыку по платной подписке. Чтобы о тебе узнали, необходимо присутствовать на всех площадках, где могут находиться потенциальные слушатели. Альбомы Levithan имеются на Aplle Music, Spotify, Bandcamp, Yandex Music, ВКонтакте, на физических носителях с дискографией группы. Видео можно найти на YouTube. Анонсы, релизы мероприятий публикуются в ВКонтакте, Instagram, Facebook, Twitter. Это разные платформы, с разным контингентом, поэтому подход к каждой из них индивидуальный. Размещение PR-информации оффлайн (афиши, флаеры, билеты) тоже приносит свои плоды. Ну и, конечно же, сарафанное радио: выходя на сцену с продуманным шоу, ребята стараются сделать каждое выступление запоминающимся, вызывающим желание поделиться впечатлением с теми, кто не видел и не слышал. В общем, служенье муз не терпит суеты, а продвижение творчества требует современных решений.

Звёзды над невой

Петербург – город особенный, располагающий к разного рода художествам, влекущий приобщиться к многообразию культурных форм и проявлений. Наверное, это вторая причина, побудившая парней из города металлургов перебраться поближе к Зимнему дворцу и Русскому музею. 

– Из последнего – был на секретной театральной постановке по «Евгению Онегину», на лекции кинокритика Антона Долина, но чаще всего посещаю концерты. Взял за правило хотя бы раз в месяц это делать. Побывал на Papa Roach, Disturbed, Olafur Arnalds, Brainstorm, на выступлениях Дельфина, Сироткина. В планах – поход на концерт Limp Bizkit, билет на который выиграл по конкурсу репостов, – хвастается Костя Козлов.

Первое время Костя зарабатывал барменом в одном из многочисленных заведений Петербурга и однажды познакомился… с зашедшим «пропустить» Оксимироном: очень простой и приятный в общении человек.

– Работаю на мероприятиях разного формата, отвечаю за техническую сторону, звукорежиссуру, – рассказывает Сергей Гончаров. – Концерты, фестивали, конференции. Недавно работал с питерскими кавер-группами в музее ретро-автомобилей. Очень интересное место. Фестивали комиксов, VK Fest, «Петроджаз»…скучать не приходится.

– Когда слышу что-то интересное, красивое, начинаю завидовать: «Жаль, не мы», – откровенничает питерский инженер-технолог Женя Онищенко. – После хочется работать с удвоенной силой, искать нужные ноты и звуки.

Наверное, поэтому гитарист «левитанов» любит бывать на андеграундных концертах, не мог пропустить выступление любимых GY!BE

– Неважно, есть у тебя деньги или нет, ты прекрасно можешь провести время, гуляя по питерским улицам без особой цели, – уверен Семён Майоров. Сейчас парень проходит службу в рядах РА, не поверите, в Петербургском военном оркестре. По всему звёзды у липецких парней пока складываются удачно, так что астрологи ждут, когда на горизонте отечественного пост-рока появится след нового альбома кометы Levithan.

Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных